Интеллектуальный капитал считается наиболее важным активом многих крупнейших и наиболее мощных мировых компаний; он служит основой для доминирования на рынке и обеспечения постоянной прибыльности ведущих корпораций. Он часто играет ключевую роль в слияниях и поглощениях, и хорошо осведомленные компании все шире используют лицензионные возможности для перемещения этих активов в юрисдикции с низким налогообложением.
В настоящее время актуальными как для экономистов-теоретиков, так и для практиков-предпринимателей являются вопросы, связанные с понятием «человеческий капитал» и с его оценкой. При этом, несмотря на существование многочисленных определений данного понятия и целого ряда методов по его расчёту, продолжают существовать две проблемы:
В
условиях перехода к экономике, основанной на знаниях, интеллектуальный
капитал компании становится ключевым фактором создания добавленной
стоимости. В статье приводятся результаты корреляционного и
регрессионного анализа взаимосвязи эффективности использования
интеллектуального потенциала компании с ее прибыльностью,
производительностью и восприятием ее рынком, а также влияния на
финансовую устойчивость компании и подверженность внешним шокам.
сегодня
существует множество теоретических моделей оценки интеллектуального
капитала. Однако, на практике при организации системы оценки
интеллектуального капитала в компании, круг данных моделей может быть
сужен и сгруппирован по трем подходам: бухгалтерский, стоимостной и
интегрированный. Принимая во внимание, что каждый из подходов формирует
свой набор показателей, характеризующих интеллектуальный капитал,
возникает необходимость в идентификации факторов, определяющих выбор
того или иного подхода.
В
статье рассматриваются концепции управления компанией,
ориентированные на стоимость. Особое внимание уделено маркетинговой
концепции стоимостного управления. Подробно рассмотрены маркетинговые
(нематериальные) активы как резерв повышения стоимости компании, даны
подходы к их оценке – рыночный, затратный и доходный.