Консалтинговая компания "Vitis"

 

Наш опыт работает на Вас

Главная

О компании

Новости

Деятельность

Публикации

Контакты

Звоните нам по телефону (063) 379-1363

Меню сайта
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Категория
Аналитика
Обучение
Недвижимость
Земля
Общие вопросы оценки
Оценка судов
оценка месторождений
Финансовый анализ
Законодательство
Оценка НМА
Реклама


Главная » Статьи » Оценка » Оценка НМА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Совик Л.Е., Зиновьева О.Ю.

В постиндустриальной стадии развития мировой экономической системы приоритет природных, трудовых и материальных ресурсов сместился в сторону ресурсов интеллектуальных и информационных. В новой информационной экономике - экономике, основанной на знаниях, источник производительности заключается в технологии генерирования знаний. Ещё К. Маркс отмечал, что «Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда» [1]. Таким образом, процесс замены труда знанием знаменует превращение общественного производства из материального в инновационное. Инновационное производство – это производство, в основе которого лежит использование новых знаний (или новое использование знаний), воплощенных в технологии, ноу-хау, новых комбинациях производственных факторов, структуре организации и управления производством, и позволяющих получать интеллектуальную ренту и различного рода преимущества перед конкурентами. Инновационное производство – это новый характер производственной деятельности, при котором центральная роль в производственном процессе смещается с механического использования информации к интеллектуальному, творческому.

Современные представления о неосязаемых факторах производства новой стоимости воплощаются в экономической категории «интеллектуальный капитал». Четкое представление о сущности интеллектуального капитала, определение его структуры предоставляет возможность разработать методы его измерения и оценки, следовательно, модели управления в целях наиболее эффективного его использования. В этой связи, необходим тщательный и глубокий анализ вопросов, связанных с теоретическими аспектами категории «интеллектуальный капитал». Отталкиваясь от того, что первая задача всякой теории – четкое определение терминов и понятий, следует разобраться со всем многообразием существующих точек зрения на такую важную категорию, как интеллектуальный капитал.

В научной литературе существует многообразие точек зрения на категорию «интеллектуальный капитал». Часто это понятие отождествляют с человеческим капиталом, неосязаемыми активами и т.д. [2]. Михнева С.Г. считает, что многие авторы упрощенно трактуют понятие «человеческий капитал», например, как совокупность знаний, практических навыков и трудовых усилий человека [3] или как человеческие способности, дарования, навыки, которые следует признать особой формой капитала [4]. В этой связи отмечается, что в таких определениях теряется сущность капитала как самовозрастающей стоимости, остается нераскрытой его природа. По её мнению, человеческий капитал, как функциональная составляющая инновационного производства – это знания, навыки, практический опыт, одухотворенные интеллектуальной активностью, выступающей формой реализации интеллектуальных нравственно и культурно ориентированных способностей человека к созданию нового, ранее неизвестного знания, обеспечивающего получение интеллектуальной ренты и различного рода преимуществ перед конкурентами. Из определения следует, что интеллектуальная активность является тем компонентом, который отличает способности к творческому труду от способностей к исполнительскому труду, человеческий капитал от простой рабочей силы, определяет условия и природу процесса «капитализации» способностей к труду. Таким образом, мы видим, что категория «человеческий капитал» трактуется несколько шире понятия «интеллектуальный капитал». В данном случае интеллектуальная активность выделяется в качестве основного и определяющего компонента категории «человеческий капитал» [2].

Материальные активы перестают быть непременным условием конкурентного преимущества. Всё большую долю от стоимости компании имеют нематериальные активы. Б. З. Мильнер в книге «Управление знаниями» отмечает что: «Протекающие в экономике процессы свидетельствуют, что капитал в традиционном смысле слова, т.е. в материально-вещественной и финансовой форме, постепенно перестает быть основой оценки стоимости коммерческого предприятия… Интеллектуальные активы все чаще выступают в роли финансовых инструментов, при помощи которых решаются различные финансово-экономические задачи: повышение рыночной стоимости, стабилизация бизнеса, привлечение инвестиций [5]. Отечественные и зарубежные исследователи понятие «интеллектуальный капитал» интерпретируют по-разному. Приведем несколько наиболее распространенных трактовок рассматриваемой категории, представленных как отечественными, так и зарубежными исследователями.

Популярным этот термин сделал Томас Стюарт, редактор журнала Fortune, чья статья «Мозговая сила» послужила катализатором для освоения темы интеллектуального капитала теоретиками и практиками менеджмента Интеллектуальный капитал он трактует следующим образом: «...интеллектуальный капитал — это накопленные полезные знания», «интеллектуальный материал, который сформирован, закреплен за компанией и используется для производства более ценного имущества. Разум становится имуществом, когда под влиянием свободно действующей силы мозга создается нечто полезное, имеющее определенную форму: перечень сведений, база данных, описание процесса и т.д.». Таким образом, по Стюарту, интеллектуальный капитал — это знания, воплощенные в более осязаемую, чем мысль, форму. В этом определении подчеркивается интеллектуальное происхождение: интеллектуальный капитал рассматривается как результат работы мысли, результат знаний. Можно привести ещё одно определение Т.Стюарта: «…патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт и информация о потребителях и поставщиках. Объединенные вместе, эти знания составляют интеллектуальный капитал» [6]. С тех пор определение интеллектуального капитала многократно корректировалось и дополнялось. В отечественных публикациях интеллектуальному капиталу уделяется также большое внимание и вариации точек зрения на данную категорию также весьма разнообразны и противоречивы. В  современной отечественной литературе под интеллектуальным капиталом понимается совокупность интеллектуальных активов, к которым могут быть отнесены: рыночные активы (нематериальные активы, связанные с рыночными операциями); интеллектуальную собственность как актив (патенты, авторские права, торговые марки товаров и услуг, ноу-хау, торговые секреты и др.); человеческие активы (совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков, а также психометрические данные и сведения о поведении отдельных личностей в разных ситуациях); инфраструктурные активы (технологии, методы и процессы, которые делают возможной работу предприятия) [5].

Наиболее широко в практике трактуется интеллектуальный капитал как «…те нематериальные (или неосязаемые) активы, которые не указываются в финансовых документах компании, но могут быть кодифицированы, оценены и управляются компанией. Этот термин используется в широком смысле для обозначения неосязаемых активов, которые имеют решающее значение для успеха и конкурентоспособности компании [7]. Однако существуют и другие подходы к определению интеллектуального капитала. Так, К. Багриновский даёт следующее определение этой важной экономической категории – «Определение интеллектуального капитала носит достаточно общий характер и обычно подразумевает сумму тех знаний всех работников компании, которая обеспечивает ее конкурентоспособность» [8]. Иноземцев В.Л. указывает – «Информация и знания, эти специфические по своей природе и формам участия в производственном процессе факторы в рамках фирм принимают облик интеллектуального капитала. Интеллектуальный капитал представляет собой нечто вроде «коллективного мозга», аккумулирующего научные и обыденные знания работников, интеллектуальную собственность и накопленный опыт, общение и организационную структуру, информационные сети и имидж фирмы» [9]. Леонтьев Б.Б. под интеллектуальным капиталом того или иного субъекта понимает стоимость совокупности имеющихся у него интеллектуальных активов, включая интеллектуальную собственность, его природные и приобретенные интеллектуальные способности и навыки, а также накопленные им базы знаний и полезные отношения с другими субъектами. Ценность субъекта интеллектуального капитала всегда должна рассматриваться в соотношении с реально ожидаемыми результатами его интеллектуальной деятельности и на этом основании должна выражаться соответствующей стоимостью [10].

Энни Брукинг отмечает следующее: «Составными частями интеллектуального капитала являются: человеческие активы, интеллектуальная собственность, инфраструктурные и рыночные активы. Под человеческими активами подразумевается совокупность коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков» [16]. Модель состава интеллектуального капитала Энни Брукинга представлена на рисунке 1.

Губерт Сент-Ондж трактует этот термин несколько иначе и структурирует его следующим образом – «Интеллектуальный капитал включает в себя три элемента: человеческий капитал, потребительский капитал и структурный капитал»[17].

Багов В.В., Селезнев Е.Н., Ступаков В.С. под термином «интеллектуальный капитал» понимают «…обозначение творческих возможностей организации по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции» [11]. Данное определение имеет частный случай, так как в нём делается акцент на создание интеллектуальной и инновационной продукции, а не на эффективное функционирование организации в целом и достижение стратегических целей развития. По мнению авторов, интеллектуальный капитал организации представлен тремя составляющими: кадровым капиталом, интеллектуальной собственностью и маркетинговыми активами (рисунок 2). Сторонники теории человеческого капитала рассматривают его в узком и широком ракурсе. В узком смысле «одной из форм капитала является образование. Человеческим его называют потому, что эта форма становится частью человека, а капиталом является вследствие того, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков, либо того и другого вместе». В широком смысле человеческий капитал формируется путем инвестиций (долгосрочных затрат на образование и подготовку рабочей силы на производстве, на охрану здоровья, миграцию и поиск информации о ценах и доходах [12]. Селезнев Е.Н. отмечает, что «…интеллектуальный капитал – это интеллектуальный инструментарий организации, определяющий ее творческие возможности по созданию и реализации интеллектуальной и инновационной продукции, который имеет три составляющие кадровый капитал; интеллектуальную собственность; маркетинговые активы [13]. Дж. К. Гэлбрейт определил этот термин как нечто большее, чем «чистый интеллект» человека. В его определении «Интеллектуальный капитал – это интеллектуальная деятельность» [14]. Кит Брадли под интеллектуальным капиталом понимает следующее: «Интеллектуальный капитал – это превращение знаний из неосязаемых активов в полезные ресурсы, которые дают конкурентные преимущества индивидуумам, фирмам и нациям» [15].

Распространена точка зрения, что интеллектуальный капитал состоит из человеческого, организационного и потребительского капитала (см. схему).

Структура интеллектуального капитала как один из возможных вариантов представлена в виде схемы на рисунке 3.

Способ оценки «интеллектуального капитала» компании на практике впервые применил Лейф Эдвинссон, директор по интеллектуальному капиталу шведской страховой компании Scandia, который опубликовал данные о принадлежащем ей интеллектуальном капитале. «Интеллектуальный капитал, – по его мнению, – это корни компании, скрытые условия развития, таящиеся за видимым фасадом ее зданий и товарного ассортимента. В этом и заключается особое значение интеллектуального капитала» [19].

Интеллектуальный капитал включает человеческий капитал (неотделимый от своего носителя), а также капитал структурный (созданные интеллектом неосязаемые активы компании – патенты, лицензии, товарные знаки, программное обеспечение, организационная структура) [20].

Иного мнения придерживается Просвирина И.И. считая, что «…интеллектуальный капитал – это активы, представляющие собой мысленные знания, т. е. сотрудников, и знания, воплощенные в результатах мыслительной деятельности (структурах, интеллектуальной собственности, клиента и др.» [8].

Иванцов В.А. обобщив существующие взгляды на определение и сущность, считает, что интеллектуальный потенциал представляет собой «…особую совокупность ресурсов общественного производства, которая включает в себя материальные, природные, трудовые, финансовые и информационные ресурсы»[21].

Для более углубленного понимания интеллектуального капитала, следует провести его сравнительную характеристику с физическим. Интеллектуальный капитал так же, как и физический капитал, существует в форме запаса, который индуцирует поток ценностей, воздействующих на экономику. Оба капитала возникают как результат вложений ресурсов (денег, материальных средств, знаний, квалификации) для производства товаров и услуг. Оба капитала приносят своему обладателю доход. Оба капитала подвергаются моральному износу, причем интеллектуальный капитал даже в большей степени (обесценивается и программное обеспечение, и любые знания). Оба нуждаются в "ремонте", то есть требуют затрат на свое поддержание.

В то же время между ними наблюдаются и различия. Физический капитал имеет материальную природу, его можно потрогать, пощупать, увидеть. Интеллектуальный капитал имеет нематериальную природу, поэтому его иногда называют невидимым активом.

Интеллектуальный капитал отличается от физического тем, что он не теряет в своей величине в процессе использования (то есть не амортизируется). Более того, он теряет свою стоимость именно от того, что он не используется.

Физический капитал – это результат определенных действий в прошлом. Интеллектуальный капитал также представляет собой результат прошлых инвестиций, но в то же время он в большей мере ориентирован в будущее. Основой для оценки физического капитала являются затраты, которые уже сделаны. Основа для оценки интеллектуального капитала – стоимость, которая будет создана в процессе его будущего использования.

Физический капитал оценивается с помощью преимущественно стоимостных показателей, в то время как интеллектуальный капитал – с помощью как стоимостных, так и не стоимостных показателей.

Компании и организации не владеют интеллектуальным капиталом полностью. Они владеют им совместно с наемными работниками (если речь идет о человеческом капитале), и совместно с потребителями и другими контрагентами (если речь идет о потребительском капитале).

Элементы интеллектуального капитала обладают определенной спецификой. Интеллектуальный капитал, сконцентрированный в умении и квалификации работников, обычно прирастает со временем. Патенты, наоборот, достаточно быстро теряют свою ценность, если они не материализованы в продуктах или вовремя не залицензированы. Потребительский капитал также имеет свойство быстро терять свою стоимость. Потребитель по тем или иным причинам может достаточно быстро переключиться на конкурента.

Таким образом, анализируя трактовки категории «интеллектуальный капитал» следует констатировать отсутствие какой-либо унификации в определении этого важного для любой организации понятия. Этому есть объяснение, так как авторы формулировок подходят к определению этого понятия с разных позиций и ставят перед собой разные цели.

 

Список использованных источников:

 

1 Процесс обращения Маркс К. Капитал. Вторая книга капитала // Соч. Т. 49. - С. 190.

2 Михнева С. Г. Интеллектуализация экономики: инновационное производство и человеческий капитал / С. Г. Махнев // Инновации. - 8 мая 2003 г.

3 Олейник А. Институциональная экономика: учебно-методическое пособие. Тема 12 // Вопросы экономики. - 1999. - № 12. С. 125.

4 Добрынин А. И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования / А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Е. Д. Цыренкова. - СПб.: Наука, 1999. - С. 40.

5 Мильнер  Б. З. Управление знаниями / Б. З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2003.

6 Stewart T. Brainpower? // Fortune. – 1991. - June 3. - pp. 42-60.

7 Голубкин В. Н. / В. Н. Голубкин, Л. П. Клеева, Л. В. Патока // Бизнес-образование. – 2005. - № 1 (18).

8 Просвирина И. И. Интеллектуальный капитал: новый взгляд на нематериальные активы / И. И. Просвирина // Финансовый менеджмент. – 2004. - № 4.

9 Иноземцев В. Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения / В. Л. Иноземцев // Вопросы философии. - 1997. - № 10.

10 Леонтьев Б. Оценка интеллектуальной собственности: переход в новое качество / Б. Леонтьев // ИС. Промышленная собственность. - 2004. - № 3.

11 Багов В. П. Управление интеллектуальным капиталом: учеб. Пособие / В. П. Багов, Е. Н. Селезнёв, В. С. Ступаков. – М.: ИД «Камерон», 2006. – 248 с.

12 Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки / В. Щетинин //Мировая экономика и международные отношения. – 2001. - № 12.

13 Селезнев Е. Н. Интеллектуальный капитал как объект управления / Е. Н. Селезнев // Справочник экономиста. – 2007. - № 2.

 

14 Bontis N. (1996) ‘Intellectual capital: an exploratory study that develops measures and models?, paper presented at ASAC, 17th Annual McMaster Business Conference, Managing Intellectul Capital and Innovation, Hamilton, Canada..

15 Кит Брадли Albert, S. and Bradley, K. (1996) Intellectual Capital as the Foundation for New Conditions relating to Organizations and Management Practices, Working Paper Series No. 15, Milton Keynes, Open University Business School

16 Энни Брукинг Brooking, A. (1997) ‘The components of intellectual capital? // http://www.tbroker.co.uk/intellectual_capital/ components.html

17 Губерт Сент-Ондж Saint-Onge, H. (1996) ‘Tacit knowledge: the key to the strategic aligment of intellectual capital?, Strategy and Leadership, Mmarch-April, pp. 10-14.

18 http://www.koism.rags.ru/publ/articles/25.zip

19 http://iirmp.narod.ru/books/inozemcev/index.html

20 Комарова Ж. Интеллектуальный капитал – основа конкурентоспособности предприятий / Ж. Комарова // Директор. – 2006. - август.

21 www.enterprise.com.ua
Категория: Оценка НМА | Добавил: vit (11.01.2012)
Просмотров: 2372 | Теги: интеллектуальный потенциал, оценка человеческого капитала, человеческий капитал, интеллектуальный капитал | Рейтинг: 0.0/0

Детальную информацию и консультацию можно получить по тел. (063) 379-1363
Мы можем оценить ВСЁ!

 
Copyright vitis-ocenka © 2008 - 2024
 
http://bibiggon.com/

оценка программ,оценка стоимости программ, оценка стоимости по,оценка стоимости сайта, оценка эффективности, методы оценки, оценка предприятия, оценка 2010, критерии оценки, оценка качества, оценка стоимости, оценка деятельности, финансовая оценка, экономическая оценка, оценка рисков, оценка риска, система оценки, оценка проекта, оценка недвижимости, оценка, vitis-ocenka, vitis-ocenka vinifera, виноград vitis-ocenka, vaccinium vitis-ocenka idaea, blanco vitis-ocenka,