Бизнес планирование это составление плана старта и ведения бизнеса. Можно сказать, что это оценка бизнеса, которого еще нет или который только появился и еще не раскрыл свой потенциал. Как и любой план, чем он подробнее, тем лучше. Хороший план говорит о том, что рассмотрены множественные варианты развития событий и психологически готовит к тому, что события могут развиваться по разным сценариям.
Чего же можно ждать от бизнес плана, кроме уверенности, что все пойдет не совсем по плану?
Тому, кто предоставляет бизнес план руководству или банку или еще кому-нибудь самое главное, что бы этот бизнес план вызвал согласие. Что бы проверяющий или изучающий получил детальные ответы на свои вопросы. Главное, что бы процесс не «застревал», а продолжал двигаться.
Проверяющий бизнес план не хочет терять свое время на чтение пустых бумаг, которые все равно ничего не доказывают и не снижают уровень неопределенности при принятии решения об инвестировании средств. Человек, изучающий бизнес план хочет увидеть доказательства того, что идея может работать. Он не ждет доказательств, что все пойдет именно так как написано. Просто он должен увидеть, что при адекватном анализе и подробном рассмотрении идея в принципе жизнеспособна. Добиться же выполнения плановых показателей можно разными путями и это все понимают. Бизнес планирование показывает не только идею (не секрет, что одну и ту же идею у кого-то купят, а у всех остальных никогда), но и отношение, уровень проработки, качество подходов. Это еще и рекламный буклет команды, которая привлекает финансирование.
Зачастую деньги может получить не проект, а команда. Особенно если речь идет о проекте рисковом, вход в который возможен лишь в расчете на долгосрочную перспективу. Может идею и сложно продать, но можно продать ответственное отношение и профессиональный подход.
В результате и сторона, готовящая бизнес план и сторона, принимающая на основе бизнес плана решения, заинтересованы в хорошем прагматичном анализе. Основные компоненты хорошего анализа, содержащегося в бизнес плане это маркетинг, экономика и техника.
Маркетинг – отвечает на вопрос сбыта. Если отсутствует подтверждение сбыта или объемы, описанные в модели бизнеса, выглядят голословными, дальнейшее изучение документа становится просто бессмысленной тратой времени.
Техническая сторона – должен обязательно присутствовать технический анализ. Необходимо не только обоснование выбранных технологий, но и увязка технических показателей с маркетинговой стороной (производительность, качество) и финансовой стороной (производственный штат, запасы запчастей, периодичность капиталовложений в текущие и капитальные ремонты, затраты на последующую модернизацию)
Финансы – собственно иллюстрируют процесс языком цифр. Нет ничего, что делает предприятие и что не оказывает влияния на формируемые денежные потоки.
Основа хорошего бизнес планирования – это детальный анализ и наличие взаимной связи между всеми элементами процесса. Кроме этого, все, написанное про оценку бизнеса и оценку рисков будет в значительной степени верно и для бизнес планирования.