Оценка бизнеса
Оценка бизнеса - одно из основных направлений в оценочной деятельности. Во всех странах с рыночной экономикой существует огромная потребность в независимой оценке, включая переоценку активов для приведения бухгалтерской отчетности в соответствие с международными стандартами, определение залоговой стоимости имущества, оценку нефинансового вклада (здания, оборудование, нематериальные активы) инвестора в уставной капитал предприятия.
Стоимость компании - это объективный показатель результатов ее деятельности. Оценка бизнеса это по сути финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности и перспектив оцениваемого предприятия. Например, при продаже бизнеса, потенциального покупателя может интересовать, поток доходов, приносимый компанией, стоимость ее чистых активов - стоимость оборудования, недвижимости и пр., финансовая устойчивость.
Обычно, оценка рыночной стоимости включает в себя:
Оценку всех активов недвижимого имущества, машин, оборудования, складских запасов, финансовых вложений, нематериальных активов.
Отдельно оценивается эффективность работы компании, ее настоящие и будущие доходы, перспективы развития бизнеса и конкурентная среда на данном рынке. На основании такого комплексного анализа определяется реальная стоимость бизнеса. Оценка бизнеса может включать в себя и оценку имущества, вносимого в качестве вклада в Уставной капитал. Расчета стоимости предприятия производится с использованием, как правило, нескольких методов, чтобы получить максимально достоверный результат.
Оценка бизнеса проводиться для:
повышения эффективности текущего управления предприятием
определения стоимости ценных бумаг в случае купли-продажи акций предприятия на фондовом рынке
расчета стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям
реструктуризации предприятия
разработки плана развития бизнеса
определения кредитоспособности предприятия
Оценка бизнеса является особой дисциплиной, требующей от специалиста глубоких знаний в области стратегического менеджмента, способностей к анализу финансовой отчетности и неколичественной информации, характеризующей эффективность стратегии компании.
Однако многие компании будут совершенно обоснованно возражать против предоставления стратегически важной информации, опасаясь ее раскрытия для конкурентов, но необходимой для более точной оценки бизнеса. И в этом случае решением проблемы может стать более тесное взаимодействие финансовых аналитиков и менеджмента компании.