Летательный аппарат — устройство для полетов в атмосфере Земли или в космическом пространстве. Среди летательных аппаратов выделяют воздушные судна.
Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Воздушные судна подразделяются на гражданские, государственные и экспериментальные.
Гражданское воздушное судно — воздушное судно, используемое в целях обеспечения потребностей граждан и экономики.
Государственное воздушное судно — воздушное судно, используемое для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мо-билизационно-оборонных задач.
Экспериментальное воздушное судно — воздушное судно, используемое для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники.
Одним из главных свойств воздушного судна, предопределяющих безотказаность полетов, является его надежность. Надежность включает в себя свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности и сохраняемости.
Цели и ситуации оценки воздушных судов.
воздушные суда, самолеты и вертолеты оценивают для большого спектра задач. Ниже мы постараемся привести цели оценки с разбивкой на разделы - оценка воздушного судна для физического лица и для юридического лица:
Для Юридического лица:
• Оценка для постановки на баланс предприятия
• Оценка воздушного судна для списания
• Вклад в уставной капитал
• Оценка ущерба;
Для физического лица:
• Оценка воздушного судна для наследования
• Для купли - продажи
• Для определения размера ущерба
• Для передачи в залог обеспечения кредита;
• Для страхования самолета
Воздушные суда, находящиеся в государственной собственности и попадающие под приватизацию также подлежат обязательной независимой оценке.
Возникают вопросы оценки самолетов при конфискации имущества должников или при растаможивании ввозимых на территорию Российской Федерации судов, приобретенных у иностранных предприятий.
Объекты оценки судов.
Летательные аппараты классифицируются по двум основным признакам: функциональному назначению и принципу действия. Любой аппарат, попадающий под эту классификацию можетявляться объектом оценки:
По функциональному назначению летательные аппараты делятся на научно-исследовательские (экспериментальные), народно-хозяйственные (пассажирские, грузовые, сельскохозяйственные и т.д.), военные, спортивные.
По принципам действия различаются:
аэростатические (воздухоплавательные) летательные аппараты-аэростаты, стратостаты, дирижабли, гибридные летательные аппараты.
аэродинамические летательные аппараты: планёры, самолеты, махолеты, экранопланы, крылатые ракеты;
автожиры, вертолеты, летающие платформы с несущим винтом и т.п.;
аппараты с несущим корпусом;
гибридные летательные аппараты, к их числу относятся аэродинамические летательные аппараты вертикального взлета и посадки: преобразуемые аппараты, самолеты вертикального взлета и посадки, винтокрылы;
космические летательные аппараты — орбитальные, межпланетные и др.;
ракеты — ракеты-носители, боевые ракеты, научно-исследовательские (геофизические, метеорологические) и т.д.
Кроме перечисленных выше, для классификации летательных аппаратов могут использоваться другие признаки, оказывающие существенное влияние на стоимость оцениваемого летательного аппарата. Так по наличию экипажа летательные аппараты делятся на пилотируемые и беспилотные, по степени повторности использования — на одно- и многоразовые и т.п.
Информация, необходимая для оценки воздушного судна:
Описание объекта:
• Марка;
• Бортовой номер;
• Тип (гражданский/пассажирский самолет);
• Заводской номер;
• Завод изготовитель;
• Дата изготовления;
• Дата ввода в эксплуатацию;
• Наименование и адрес владельца;
• Наименование и адрес пользователя (арендатора, если есть);
• Сведения об авариях;
• Местонахождение на дату осмотра;
• Условия хранения;
• Первоначальная (полная восстановительная) стоимость, руб.;
• Балансовая (остаточная) стоимость, руб.;
• Норма амортизационных отчислений, %;
Основные летно-технические характеристики самолета:
• Количество пассажиров;
• Грузоподъемность;
• Габариты грузовых отсеков;
• Дальность полета при максимальной коммерческой нагрузке и максимальном запасе топлива;
• Класс аэродрома;
• Крейсерская скорость.
Основные характеристики силовой установки:
• Тип
• Количество:
• Мощность, л.с.:
• Тип топлива:
• Расходные характеристики и т.д.
Характеристики систем управления:
• состав бортового пилотажно-навигацонного оборудования и средств связи;
• системы наведения и т.п.
Состав и характеристики оборудования:
• Состав и характеристики грузового оборудования;
• Состав и характеристики специального оборудования и т.п.
Характеристики системы эксплуатации:
• Расход топлива;
• Количество членов экипажа;
• Удельные эксплуатационные расходы (стоимость летного часа, запуска и т.п.);
• Тип системы технического обслуживания и ремонта;
• Стоимость ремонта.
Ресурсы:
• Технический
• Назначенный
• Гарантийный
• До первого ремонта
• Межремонтный
• Наработка с начала эксплуатации
• Наработка после последнего ремонта:
• Остаток межремонтного ресурса (до ремонта):
• Остаток гарантийного ресурса:
Дополнительно:
• Состояние
• Стоимость устранения неисправностей
• Количество проведенных капитальных ремонтов
• Текущая стоимость капитального ремонта
• Признак проведения капитального ремонта
• Дата и вид последнего ремонта
• Движение самолета в эксплуатации
• Информация по двигателям
• Отчет о доходах и расходах
• Выручка от эксплуатации самолета (без НДС),
• Себестоимость эксплуатации самолета,
Необходимые документы (копии):
• Акт о техническом состоянии:
• перечень снятых агрегатов и узлов;
• перечень неисправностей агрегатов и узлов;
• комплектность объекта;
• описание фактического технического состояния объекта,
• рекомендации по дальнейшему использованию объекта, необходимым ремонтно-восстановительным работам,
• прогноз сроков службы объекта,
• вывод о возможности дальнейшей эксплуатации объекта и необходимых мероприятиях по восстановлению работоспособности неисправных, выработавших межремонтные ресурсы агрегатов;
• Сертификат типа;
• Сертификат летной годности;
• Свидетельство о государственной регистрации.
Ключевые слова: оценка самолетов, оценка воздушных судов, оценка воздушного судна, оценка авиационных двигателя