Сравнительный
подход базируется на сравнительном анализе цен недавних продаж и текущих цен
предложений к продаже объектов, подобных объекту оценки, осуществлении
соответствующего корректирования с учетом отличий между этими объектами и
объектом оценки.
Сравнительный
подход основан на принципе эффективно функционирующего открытого рынка,
субъекты которого покупают и продают аналогичные объекты, принимая при этом
независимые индивидуальные решения.
В
самом общем виде реализация подхода может быть представлена следующим образом:
·
сбор и анализ информации о фактах продажи и
предложений объектов, подобных объекту оценки;
·
выбор метода расчета стоимости объекта, исходя
из характера, объема и достоверности имеющейся информации;
·
определение элементов сравнения объекта оценки с
отобранными объектами-аналогами и определение величин корректирующих поправок;
·
корректирование цен объектов-аналогов и
определение стоимости объекта оценки.
Основные
методы сравнительного подхода:
Метод
прямого сравнения
При
этом методе стоимость определяется на базе прямого подбора и анализа полностью
идентичных объектов. Этот метод позволяет получить наиболее точную оценку в
рамках сравнительного подхода.
Метод
аналогового сравнения
При
этом методе стоимость определяется на базе подбора и анализа аналогичных
(подобных), но не идентичных объектов. Этот метод предусматривает корректирование
цен аналогов путем подбора элементов сравнения и расчета корректирующих поправок
на отличие в паспортных технических характеристиках между объектами-аналогами
и объектом оценки, которые установлены предприятиями-производителями.
Метод
мультипликаторов
При
этом методе стоимость определяется на базе расчета соотношений цен аналогов к
величине соответствующего технического параметра объекта (мощность, вес и т.
п.).
Источниками
информации для рыночного подхода являются следующие данные:
·
цены реальных трансакций по купле-продаже новых
объектов или тех, которые были опубликованы;
·
цены предложений к продаже, которые получены из
прейскурантов производителей или торговцев;
·
цены предложений к продаже, полученные по
конкретным запросам;
·
цены, полученные из других официальных
источников, которые могут быть признаны достоверными.
В
условиях ограниченности информации о реальных трансакциях по купле-продаже
судов и их оборудования, машин и механизмов для оценки могут использоваться
цены предложений к продаже с последующим их корректированием.
Информация
о ценах продажи объектов-аналогов, которая может быть использована для
проведения экспертной оценки с применением сравнительного подхода, может отвечать
таким критериям:
·
информация получена из надежных источников и
вероятность того, что она является недостоверной, минимальная;
·
реальные трансакции по купле-продаже,
состоявшиеся в условиях, которые не отличаются существенно от условий честной
сделки, в частности не могут считаться достоверными рыночными данными данные о
соглашениях, по которым существуют весомые подозрения о существовании специфической
мотивации к их заключению;
·
факт продажи состоялся при типичных условиях
финансирования;
·
рыночные обстоятельства, которые определяли
формирование цен продаж или предложений к продаже, на момент оценки не
изменились существенно или отличия, которые имели место, могут быть адекватно
и обоснованно учтены;
·
объект-аналог является подобным объекту оценки,
и существует рациональная и простая база для сравнения.
Поправки,
которые применяются в рамках сравнительного подхода, принимаются в виде
коэффициента (процента) к цене продажи (предложения) или в виде денежной суммы,
которая прибавляется или вычитается из этой цены, или путем комбинирования указанных
способов.
Кроме
поправок, которые применяются по результатам сравнения по соответствующим
элементам, к ценам аналогов могут быть применены поправки с учетом следующих
факторов:
·
дата продажи объекта, который избран для
сравнения;
·
условия продажи объекта, который избран для
сравнения;
·
поправка к цене предложения к продаже.
В
зависимости от цели оценки и характера объекта оценки и аналогов, стоимость,
определенная по одному из методов, может быть увеличена на величину затрат,
связанных с транспортированием, монтажом объекта и пусковыми работами или,
наоборот, уменьшена на величину затрат, связанных с демонтажем, разборкой и
порезкой судна.
Расчет
можно представить в табличной форме:
К
методологическому подходу сравнения аналогов продаж относится метод замещения.
Метод замещения применим в том случае, если для оцениваемого судна подобран
полный или близкий аналог или несколько аналогов.
Выбор
судна-аналога
Судно-аналог
для оценки подбирается с близкими значениями основных эксплуатационно-технических
показателей.
В
качестве основных эксплуатационно-технических показателей сравниваемых судов
можно использовать:
·
назначение судна (род перевозимого груза,
грузоподъемность кранов и т. д.);
·
длину судна;
·
ширину судна;
·
высоту борта судна;
·
условия перевозки груза (закрытый или открытый
трюм, площадка для грузовых транспортных судов);
·
грузоподъемность (масса полезного перевозимого
груза, количество пассажиров и т. д.) или дедвейт;
·
водоизмещение в порожнем состоянии (доковая
масса);
·
мощность главных двигателей;
·
номер проекта;
·
класс регистра (район плавания);
Дополнительно
необходимо учитывать разницу в требованиях к судам внутреннего и смешанного
плавания, построенным до 1985 года и после 1 января 1985 года.
Действующие
в настоящее время «Правила классификации и постройки судов Российского Речного
Регистра» по сравнению с «Правилами», действующими до 1985 года, предусматривают:
·
обеспечение большего запаса прочности связей
корпуса судов (наружной обшивки, настила палуб и второго дна, рамного и
холостого наборов, водонепроницаемых переборок) для возможности принятия
больших внешних нагрузок и повышения надежности судна;
·
увеличение объема автоматизации судов, в том
числе автоматизацию контроля состояния и защиты судового оборудования,
механизмов и систем;
·
повышение степени остойчивости и
непотопляемости;
·
ужесточение требований санитарных правил к
условиям обитаемости и экологичности;
·
запрещение сброса с судов в водоемы неочищенных
сточных и нефтесодержащих вод, мусора и бытовых отходов.
В
результате выполнения указанных мер повысился технический и экологический
уровень новых судов, а также улучшены условия труда и быта плавсостава. Выполнение
указанных требований привело к росту стоимости судов.
качества (индекс изменения цен).
Значения
коэффициента качества для различных типов судов приведены в таблице 3.
Значения коэффициента качества
Таблица 3
Тип судна
|
К
|
Самоходные грузовые
|
1,9
|
Буксиры, буксиры-толкачи
|
1,8
|
Несамоходные сухогрузные наливные
|
1,6
|
Пассажирские водоизмещающие его типа
|
2,1
|
Технические
|
1,5
|
Рейдово-маневровые
|
1,4
|
В
период эксплуатации на судне может быть произведена замена отдельных агрегатов
(главных или вспомогательных двигателей, дизель-генераторных установок,
компрессоров, станций по водоподготовке, радиолокационных установок и т. д.),
стоимость каждого из которых составляет более 1% общей стоимости судна.
В
этом случае необходимо включать стоимость замененного агрегата, с учетом его
износа и износа агрегата судна-аналога
При
определении стоимости оцениваемых судов на основе стоимости судов-аналогов рекомендуется
дополнительно проводить сравнение этих судов по уровню автоматизации (наличию
знака «А» в классе Речного Регистра судна или знаков «А-Г/ «А-2» или «А-3» в
классе Морского Регистра судоходства), оснащению двухтопливной системой питания
силовой установки и ее техническому состоянию (работоспособна или
неработоспособна).
Оснащение
судов средствами автоматизации в объеме, соответствующем указанному зна ку
автоматизации, предполагает эксплуатацию их с меньшим числом членов экипажей.
Оборудование
судов двухтопливной системой позволяет использовать в двигателях внутреннего
сгорания силовых установок относительно дешевые тяжелые сорта топлива.
Оснащение
судов указанными техническими средствами существенно снижает себестоимость и
увеличивает эффективность их эксплуатации.
В
связи с этим стоимость судна, имеющего знак автоматизации в классе Регистра,
может быть установлена выше на 10-12%, а судна с двухтопливной системой -
дополнительно еще на 2-3% по сравнению со стоимостью судна-аналога, не
оборудованного указанными средствами.
При
сопоставлении возраста судов, возраст экономической жизни морских пассажирских
судов принят 30, а речных - 40 лет.
Скорость
судна достаточно точно пропорциональна кубическому корню из квадрата мощности
двигателей. Сопоставление по этому показателю дает коэффициент подобия.
|