Ханнанова Т.Р. канд.юрид.наук, профессор. зав. кафедрой государственного и муниципального управления ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет», г. Уфа
Развитие человеческого капитала России является основой перехода нашей страны на инновационный путь развития. Без модернизации человеческого капитала и всех его составляющих невозможно решение масштабных задач по социально- экономическому развитию Российской Федерации.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Правительством РФ 17 ноября 2008 г., в качестве одного из основных направлений развития человеческого потенциала рассматривает здоровье, образование, опыт работы. Однако в систему человеческого капитала входят также деловая репутация [1, 4], интеллектуальная свобода и гражданская активность, открытость к прогрессу и способность создавать новое, нетерпимость к коррупции, способность к личностному росту, умение самостоятельно ставить и достигать серьезные цели и реагировать на разные жизненные ситуации. На них особое внимание акцентировал Президент РФ в своем Послании Федеральному Собранию РФ [2]. Он поставил перед государством и гражданским обществом задачу формирования новой личности, обладающей таким человеческим потенциалом, который обеспечивал бы ей необходимую конкурентоспособность не только на отечественном, но и международном рынке труда. По нашему мнению, речь идет о личности, имеющей высокую деловую репутацию. К показателям личностного успеха Послание относит здоровье человека, авторитет, талант, наличие опыта коммерциализации подготовленных разработок, инициативу.
Особое значение в формировании новой личности принадлежит деловой репутации человека. К сожалению, ее роль в развитии человеческого капитала до сих пор недооценивается. Она представляет собой многоаспектное, многогранное явление. Ее можно рассматривать как:
1) один из динамично развивающихся производных от базовых (здоровья, опыта работы, образования, мотивации к труду) элементов, составляющих человеческий капитал;
2)благо, принадлежащее человеку, его право на положительное мнение о его достижениях;
3) представление (мнение) окружающих о профессиональных, личностных и общекультурных качествах человека, опирающееся на научно обоснованные, нормативно утвержденные методики оценки;
4) специфический, ранее не известный объект социальной защиты [5].
Определяющей характеристикой деловой репутации является ее системность. По нашему мнению, деловая репутация человека представляет собой комплекс общественных отношений, складывающихся по поводу мониторирования, оценки, управления, социальной защиты, а также правового обеспечения формирования и развития профессионально и социально важных, личностных и общекультурных качеств человека.
Формирование деловой репутации начинается с воспитания новой личности в школе. Именно на этапе получения общего среднего образования перед школой, родителями, иными представителями гражданского общества стоит задача раскрытия способностей личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В школе закладываются основы формирования деловой репутации выпускников, выявляются их способности и прививаются навыки и целевые установки к личностному росту. Здесь закладывается фундамент для строительства высокой деловой репутации будущих специалистов. Ее наличие, на наш взгляд, могло бы стать одним из важнейших индикаторов качества образования наряду с экзаменационными результатами. Учебно-воспитательный состав школы совместно с родителями и учениками, представителями общественных организаций должны осуществлять постоянный мониторинг и комплексную оценку не только академических достижений, компетенций и способностей учащихся, но и их общекультурных, общечеловеческих и иных качеств, характеризующих личностный рост. Такая работа должна проводиться системно на основе нормативно утвержденных методик. К сожалению, указанные методики комплексной оценки деловой репутации учащихся и выпускников школ в настоящее время не разработаны, но они необходимы в практической работе образовательных учреждений. В Республике Башкортостан сегодня сложился положительный опыт по внедрению системы мониторинга и оценки деловой репутации учеников на основе документов, характеризующих успехи каждого школьника. На каждого из них ведется дело «Деловая репутация», в котором в накопительном порядке подшиваются грамоты, дипломы, благодарственные письма, результаты балльных оценок достижений ученика по различным критериям, иные документы, свидетельствующие об уровне развития личностных, общекультурных, учебных и других качеств ученика.
Сведения о деловой репутации учеников необходимы для правильного выбора специальности при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения. Дела «Деловая репутация» передаются из школы (первый этап формирования деловой репутации человека) в приемные комиссии ссузов или вузов (второй этап развития деловой репутации). Методика формирования и развития деловой репутации студентов внедрена и успешно используется в ФГОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет» с 2006 года в рамках подготовки специалистов по государственному и муниципальному управлению. Студенты, начиная с младших курсов, самостоятельно под руководством выпускающей кафедры и преподавателей — кураторов ведут дела «Деловая репутация», продолжая пополнять достигнутые в школе успехи документами, подтверждающими их личные достижения в учебе, спорте, культуре, общественной жизни, научно- исследовательской работе. Особое внимание в университете уделяется участию студентов в научной работе. Все студенты специальности «Государственное и муниципальное управление» на защите выпускных квалификационных работ наряду с дипломными проектами представляют Государственной аттестационной комиссии дела «Деловая репутация», из которых члены комиссии и присутствующие на защите представители работодателей могут черпать достоверную информацию о профессиональных, личностных и общекультурных качествах выпускников, в том числе об их научных публикациях в материалах международных, всероссийских, региональных и вузовских научно-практических конференциях.
Работа по формированию и развитию деловой репутации выпускников имеет неоценимое воспитательное значение, прививает студентам желание и мотивирует их к систематическому целенаправленному личностному росту. Информация из дела «Деловая репутация» востребована работодателями при прохождении производственной практики и трудоустройства выпускников. Проведенный нами анализ показал, что на этапе трудоустройства (включения в кадровый резерв, прохождения конкурсов, отборе персонала) более 80 % работодателей (в том числе органы государственной власти и управления, а также местного самоуправления) используют и учитывают информацию о претенденте с места их учебы в виде дела «Деловая репутация».
Таким образом, деловая репутация и ее документальное подтверждение являются не только инструментом личностного роста, новым методом воспитательной работы, но и средством успешного продвижения рабочей силы на рынке труда, фактором повышения эффективности трудоустройства и востребованности выпускников вузов и ссузов у работодателей. Следует подчеркнуть, что уровень деловой репутации школьника, студента, выпускника, аспиранта — это показатель качества образования, а, значит, и оценки деятельности образовательных учреждений и в целом российского образования.
На наш взгляд, назрела необходимость создания системы безбарьерного роста деловой репутации работника, начиная со школы (первый этап), вуза (второй этап) и заканчивая местом работы (третий этап). Личностный и профессиональный рост должен осуществляться постоянно, поэтапно, а сопровождающие этот рост мониторинг, методики оценки деловой репутации и подтверждающие документы должны вестись на системной основе.
Для работодателя формирование и развитие деловой репутации работника представляет собой новую кадровую технологию, позволяющую осуществлять отбор, подбор, расстановку, передвижение, ротацию, оценку и мотивацию персонала, а также управление его карьерой с учетом всесторонней объективной оценки качеств работника.
Система оценки деловой репутации выпускников может быть с успехом использована в области модернизации системы образования [3], которая требует постоянного обновления технологий, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично меняющегося мира. Оценка деловой репутации вполне может быть использована в целях конкурсного выявления и поддержки лидеров, успешно реализующих новые подходы на практике, в выявлении и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи, в формировании механизмов оценки качества образовательных услуг. Большое значение имеет оценка деловой репутации в обеспечении прозрачной, объективной системы оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся как основы перехода к следующим уровням образования. Перспективно использование оценки деловой репутации в разработке и внедрении новых систем оплаты труда на всех уровнях образования как основы для заключения эффективных контрактов, а также в общественно — профессиональной сертификации выпускников образовательных программ. Мы полагаем, что система деловой репутации может быть применена и в создании новых программ развития персонала.
Системными средствами обеспечения формирования и развития деловой репутации человека в Российской Федерации могли бы стать:
1) разработка и принятие системы нормативных актов федерального, регионального, муниципального, локального и индивидуального уровней регулирования, направленных на защиту деловой репутации человека (особенно в процессе труда), рассматривающих ее как объект, который следует развивать, поддерживать, защищать, как существенное условие трудовых договоров;
2) разработка и внедрение технологий, позволяющих создавать и поддерживать в актуальном состоянии федеральные, региональные, муниципальные, локальные базы данных по лицам, имеющим высокую деловую репутацию в разрезе отраслей, приоритетных направлений деятельности, территорий, компетенций, профессиональных достижений. Особенно важно в настоящее время иметь и эффективно использовать базы данных по лицам, обладающим высокой деловой репутацией в сфере создания и внедрения новейших медицинских, энергетических, информационных технологий, космических и телекоммуникационных систем [2].
Без активного участия в этой работе всех органов власти, предпринимательского, научного и экспертного сообщества не обойтись. Нужно в государственном масштабе организовать целенаправленный поиск таких специалистов и создать систему доступа и использования информации о них для реализации приоритетных проектов. В основу отбора данных для упомянутых баз могла бы лечь предлагаемая нами методика оценки деловой репутации работника [5]. Список литературы:
1. Дулясова М.В., Ханнанова Т.Р. Социальная защита работника: жизнь, здоровье, деловая репутация. - М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2008. – 399 с. 2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. // Российская газета. - № 50 (38). – 13 ноября 2009 г. 3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф. 4. Ханнанова Т.Р. Новые подходы к содержанию и оценке человеческого капитала работника // Менеджмент в России и за рубежом. — 2009. — №4.— С. 108-111. 5. Ханнанова Т.Р. Деловая репутация работника в системе трудовых отношений.- Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009.- 306 с.
Ссылка для цитирования: Ханнанова Т.Р. Система деловой репутации как фактор развития человеческого капитала России // Сборник материалов Первой всероссийской научно-практической конференции "Регионы России: проблемы и перспективы экономического развития" .
|