Недавно я уже имел скромный опыт краткого рассмотрения
современных «мыльных опер» под названиями «Стратегический менеджмент» и
«Контроллинг» предприятий [ 1, 2 ]. Без ещё одной «мыльной оперы», к сожалению,
не обошлось, и эта «опера» имеет название «Комплексный анализ (или просто
анализ) хозяйственной деятельности предприятий». На эту тему в книжных
магазинах сегодня имеются десятки учебников и учебных пособий, включая
задачники, тесты и шпаргалки.
Наиболее
известные авторы учебной литературы по экономическому анализу хозяйственной
деятельности предприятий (ЭАХДП), выдержавшей несколько изданий: Савицкая Г.В.,
Любушин Н.П., Мельник М.В., Ковалев В.В., Гиляровская Л.Т. и многие другие. К
этой литературе следует присовокупить более 11 наименований учебников и учебных
пособий, названных «Управленческий анализ» (основные авторы: Вахрушина М.А., Бороненкова
С.А., Казакова Н.А., Соловьёва О.В. и др., а также не менее 6 книг с названием «Стратегический анализ» (авторы:
Хорин А.Н. и Керимов В.Э., Пласкова Н.С., Савенков Д.Л., Кулешова И.Б., Грант
Р.М. и т.д.). Здесь же уместно вспомнить многие учебники и учебные пособия на
тему «Финансовый анализ деятельности предприятий».
Интересен
вопрос о том, что такое комплексный ЭАХДП, если потребовалось отдельно
разрабатывать учебную литературу по финансовому, управленческому и
стратегическому анализу? Все эти учебные курсы авторы без тени сомнения и
ложной скромности относят к прикладным наукам (а есть ли такие в экономике?),
несмотря на очевидное отсутствие в них каких-либо признаков науки и новых
знаний.
Подавляющее
большинство рассматриваемых учебников и учебных пособий разработано
специалистами по бухгалтерскому учёту и отчетности, и это, естественно,
отражается на содержании, объективности и качестве учебного материала:
анализируются в основном только те показатели ХДП предприятия, которые можно
взять из его бухгалтерской отчётности. Целый ряд основополагающих производственных
и социальных показателей предприятий, для определения которых одних только
бухгалтерских познаний недостаточно, во внимание не принимаются.
Нельзя не
отметить тот факт, что непонятно на каких будущих специалистов-экономистов
предлагаемые учебные курсы и пособия рассчитаны, кто на предприятиях получает
заработную плату за систематическое или же несистематическое проведение такого
анализа? Во всяком случае четкого ответа
на этот вопрос в рассмотренных книгах обнаружить не удалось.
В учебных
курсах и пособиях по управленческому и стратегическому ЭАХДП основное внимание
уделяется рассмотрению объёмных и стоимостных показателей работы предприятий на
краткосрочную и среднесрочную перспективу. В условиях, когда сегодня достоверно
не известно, что будет завтра (нескончаемые волны экономических кризисов,
банкротств и спорадических дефолтов в стране и мире) опора на прогнозируемые
значения тех или иных показателей невольно напоминает гадание на кофейной гуще,
маниловщину, фантасмагорию и т.п.
Но и это не
главное. Когда-то автор этих строк высказал соображения о том, что любое
предприятие может рассматриваться в трёх ипостасях: как гипотетический человек
многопрофильной квалификации, как многосложная машина и как специфический
товар. С учётом таких представлений закономерности, свойственные состоянию
здоровья человека, техническому состоянию машины и качеству, а также стоимости
товара, объективно распространимы и на предприятие. Эти утверждения до сих пор
никто не оспорил.
Для
определения состояния здоровья человека используют соответствующие виды анализа
(медицинской диагностики) общих и частных параметров, характеризующих его
фактическое состояние на момент проверки. С помощью параметров технического
состояния машин, контролируемых соответствующими методами технической
диагностики, устанавливают степень их технической исправности. Качество и
стоимость товаров определяют оценивая их общую и обменную ценность для
пользователей.
Можно ли
себе представить анализы температуры человеческого тела, кровяного давления,
общий и клинический анализ крови, мочи и других выделений у человека без
сравнения фактических значений контролируемых показателей с установленными для
них нормативными значениями? Как определить тяжесть заболевания человека, не
сопоставляя факт и норму контролируемого параметра? Как без достаточной
информации на этот счёт назначить ему эффективное лечение и добиться излечения
от обнаруженной болезни? Техническая диагностика машин и анализ качества и
стоимости товаров строится на тех же принципах сравнения факта с нормой
значений соответствующих параметров.
Самая
большая беда современного комплексного ЭАХДП и его отдельных видов состоит в
несоблюдении этого основополагающего подхода. Авторы учебников и учебных
пособий по этому предмету предлагают два порядка сравнения: фактических
значений контролируемых показателей с их плановыми значениями либо с
аналогичными фактическими значениями этих показателей за предыдущий отчетный
период, а иногда и за ряд прошлых отчётных периодов. Такие сравнения не могут
быть признаны продуктивными (конструктивными, эффективными), так как не могут
выполнять основную цель анализа производственных, экономических, финансовых и
социальных показателей предприятия: способствовать принятию теоретически и
практически обоснованных управленческих решений, направленных на улучшение его
народнохозяйственного здоровья. Нельзя забывать, что план - это всего лишь
скорректированный в ту или иную сторону факт. Как ни печально это
констатировать, но наши авторы-аналитики по сей день оставляют руководителей
предприятий без руля и ветрил на волю экономических волн: количество издаваемой
на эту тему учебной литературы никак не переходит в качество.
Трудно
поверить, что авторы рассматриваемой учебной литературы, будучи, как правило,
докторами экономических наук, профессорами, а иногда и заслуженными
экономистами и заслуженными деятелями науки России, сами не понимают, что не
всё благополучно в их царстве-государстве. Однако это не мешает им создавать
видимость научности, полноценности и полезности разработанных, похожих друг на
друга как две капли воды учебных курсов. Делается вид создания экономических
шедевров. Благо в том, что студенты за время изучения этих курсов не
накапливают достаточно знаний для того, чтобы критически относиться к тому, что
им начитывают, а специалисты-экономисты предприятий и аспиранты, а также
молодые учёные в этой области знаний почему-то молчат, не высказывают замечаний
по очевидным нелепостям, не вникают в суть того, чем обязаны заниматься, а
иногда и занимаются.
В
рассматриваемой литературе неоправданно много места отведено анализу
третьестепенных и второстепенных показателей, влияние которых на конечные
результаты работы предприятий малозначительно. По результатам предлагаемых
анализов не могут быть вскрыты действительные резервы производства, резервы
возможного повышения производительности труда и рентабельности производимой
предприятием продукции, выполняемых работ и/или оказываемых услуг.
Не
уделяется должного внимания вопросам оценки и анализа производственных,
производительных и социальных возможностей предприятия и уровней их
фактического использования.
Из-за
профессиональной слабости, непростительной консервативности и научной
недобросовестности главного редактора не выполняет своей роли в устранении
явных недостатков и ошибок в современной теории и практике экономического
анализа результатов работы предприятий единственный в своём роде в России
журнал «Экономический анализ: теория и практика». При нынешнем научном
руководителе этого журнала Н.П. Любушине ожидать прогресса в решении актуальных
проблем ЭАХДП не следует.
Отчётливо
понимаю, что критиковать что-либо всегда гораздо легче, чем предлагать
конструктивные, эффективные пути улучшения дела, в частности, в рассматриваемой
учебной дисциплине и тем не менее сделаю напрашивающийся вывод из всего
вышеуказанного и выскажу некоторые соображения о том, что следует, на мой
взгляд, сделать в первую очередь.
Существующие учебники и учебные пособия
по ЭАХДП нуждаются в коренной переработке с учетом высказанных замечаний.
Прежде
всего необходимо разработать, широко обсудить и утвердить для начала хотя бы
минимальную по размерам систему сбалансированных ключевых производственных,
экономических, финансовых и социальных показателей хозяйственной деятельности
предприятий, которая в последствии должна быть положена в основу будущих
рационализированных учебников и учебных пособий по ЭАХДП. В дальнейшем, при
назревшей необходимости эта система может быть дополнена другими показателями,
признанными ключевыми.
По каждому
из таких показателей должно быть установлено нормативное значение. Для
отдельных рабочих и их групп на предприятиях устанавливают нормы выработки или
обслуживания. По предприятиям в целом и их производственным подразделениям
должны быть разработаны соответствующие нормы продуктивности
(производительности), а также нормативные показатели результативности и
экономической эффективности их производственной и коммерческой деятельности. О
том, как это делается см. публикации [ 3, 4 ].
На основе
полученных нормативных значений рассматриваемых показателей должны быть
построены и анализироваться параметры стратегического, тактического и
оперативного управления работой предприятия.
Учетная и
отчётная политика предприятий должна предусматривать управленческий учет и
управленческий анализ исходных данных для расчёта нормативных значений ключевых
показателей их производственно-сбытовой деятельности.
В уточнении
нуждаются цель и круг основных задач ЭАХДП.
Анализ
показателей предприятий, не оказывающие существенного влияния на результаты их
работы, из учебных курсов и пособий по ЭАХДП следует убрать.
В каждом
учебнике и учебном пособии для рассматриваемой дисциплины должно быть чётко
указано, сотрудники какой службы предприятия,
когда и как часто должны выполнять ЭАХДП и в каком виде доводить его
результаты лицам, принимающим ответственные управленческие решения.
Желательно,
чтобы предложения по совершенствованию образовательного стандарта по ЭАХДП и
методов проведения комплексного анализа результатов работы предприятий стали
предметом широкого обсуждения заинтересованной научной и преподавательской
общественностью страны.
Есть все
основания полагать, что рассмотренной нами триадой мыльных опер-пузырей учебной
литературы дело не закончится. Очертания очередного мыльного пузыря под
названием «Стратегический финансовый менеджмент» уже появились. На столах
известных авторов наверняка уже готовятся и скоро будут опубликованы рукописи
учебников и учебных пособий на тему «Анализ инновационной (и модернизационной)
деятельности предприятий» с теми же недостатками, которые были отмечены выше.
Трудно
отделаться от мысли, что все упоминаемые мыльные оперы в том виде, как они
сделаны либо намечены, создаются авторами только ради гонорара и получения
морального удовлетворения числом и объёмом осуществлённых публикаций, не
забывая о предстоящих конкурсах на замещение вакантных должностей, никто не
думает о реальной пользе делу, которому они служат, о пользе обществу и
государству. При этом материальные интересы авторов и издательств, выпускающих
их книги, полностью совпадают и соблюдаются. Существенные материальные и
моральные убытки несут покупатели и читатели таких сравнительно дорогостоящих
книг - люди, изучающие эту учебную дисциплину и вынужденные получать зачёты и
сдавать экзамены по принятому учебному курсу.
ЛИТЕРАТУРА
- Ревуцкий
Л.Д. Формальный и конструктивный стратегический менеджмент предприятий. -
М.: // «Аудит и финансовый анализ», № 6, 2008. С. 354 - 356.
- Ревуцкий
Л.Д. О современном состоянии контроллинга предприятий и основных
направлениях его рационализации. - М.: // «Аудит и финансовый анализ», №
1, 2009. С. 459.
- Ревуцкий
Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. - М.: Перспектива, 1997. 128 с.
- Ревуцкий
Л.Д. Производственная мощность, продуктивность и экономическая активность
предприятия. Оценка, управленческий учёт и контроль. - М.: Перспектива,
2002. 240 с.
8(915)
436-8776 моб.
rev_ld@mail.ru
Леопольд Давыдович
|