Консалтинговая компания "Vitis"

 

Наш опыт работает на Вас

Главная

О компании

Новости

Деятельность

Публикации

Контакты

Звоните нам по телефону (063) 379-1363

Меню сайта
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Категория
Аналитика
Обучение
Недвижимость
Земля
Общие вопросы оценки
Оценка судов
оценка месторождений
Финансовый анализ
Законодательство
Оценка НМА
Реклама


Главная » Статьи » Оценка » Общие вопросы оценки

О качестве учебной литературы по анализу хозяйственной деятельности предприятий и необходимости его повышения

Недавно я уже имел скромный опыт краткого рассмотрения современных «мыльных опер» под названиями «Стратегический менеджмент» и «Контроллинг» предприятий [ 1, 2 ]. Без ещё одной «мыльной оперы», к сожалению, не обошлось, и эта «опера» имеет название «Комплексный анализ (или просто анализ) хозяйственной деятельности предприятий». На эту тему в книжных магазинах сегодня имеются десятки учебников и учебных пособий, включая задачники, тесты и шпаргалки.

            Наиболее известные авторы учебной литературы по экономическому анализу хозяйственной деятельности предприятий (ЭАХДП), выдержавшей несколько изданий: Савицкая Г.В., Любушин Н.П., Мельник М.В., Ковалев В.В., Гиляровская Л.Т. и многие другие. К этой литературе следует присовокупить более 11 наименований учебников и учебных пособий, названных «Управленческий анализ» (основные авторы: Вахрушина М.А., Бороненкова С.А., Казакова Н.А., Соловьёва О.В. и др., а также не менее 6 книг с  названием «Стратегический анализ» (авторы: Хорин А.Н. и Керимов В.Э., Пласкова Н.С., Савенков Д.Л., Кулешова И.Б., Грант Р.М. и т.д.). Здесь же уместно вспомнить многие учебники и учебные пособия на тему «Финансовый анализ деятельности предприятий».

            Интересен вопрос о том, что такое комплексный ЭАХДП, если потребовалось отдельно разрабатывать учебную литературу по финансовому, управленческому и стратегическому анализу? Все эти учебные курсы авторы без тени сомнения и ложной скромности относят к прикладным наукам (а есть ли такие в экономике?), несмотря на очевидное отсутствие в них каких-либо признаков науки и новых знаний.

            Подавляющее большинство рассматриваемых учебников и учебных пособий разработано специалистами по бухгалтерскому учёту и отчетности, и это, естественно, отражается на содержании, объективности и качестве учебного материала: анализируются в основном только те показатели ХДП предприятия, которые можно взять из его бухгалтерской отчётности. Целый ряд основополагающих производственных и социальных показателей предприятий, для определения которых одних только бухгалтерских познаний недостаточно, во внимание не принимаются.

            Нельзя не отметить тот факт, что непонятно на каких будущих специалистов-экономистов предлагаемые учебные курсы и пособия рассчитаны, кто на предприятиях получает заработную плату за систематическое или же несистематическое проведение такого анализа? Во всяком случае  четкого ответа на этот вопрос в рассмотренных книгах обнаружить не удалось.

            В учебных курсах и пособиях по управленческому и стратегическому ЭАХДП основное внимание уделяется рассмотрению объёмных и стоимостных показателей работы предприятий на краткосрочную и среднесрочную перспективу. В условиях, когда сегодня достоверно не известно, что будет завтра (нескончаемые волны экономических кризисов, банкротств и спорадических дефолтов в стране и мире) опора на прогнозируемые значения тех или иных показателей невольно напоминает гадание на кофейной гуще, маниловщину, фантасмагорию и т.п.

            Но и это не главное. Когда-то автор этих строк высказал соображения о том, что любое предприятие может рассматриваться в трёх ипостасях: как гипотетический человек многопрофильной квалификации, как многосложная машина и как специфический товар. С учётом таких представлений закономерности, свойственные состоянию здоровья человека, техническому состоянию машины и качеству, а также стоимости товара, объективно распространимы и на предприятие. Эти утверждения до сих пор никто не оспорил.

            Для определения состояния здоровья человека используют соответствующие виды анализа (медицинской диагностики) общих и частных параметров, характеризующих его фактическое состояние на момент проверки. С помощью параметров технического состояния машин, контролируемых соответствующими методами технической диагностики, устанавливают степень их технической исправности. Качество и стоимость товаров определяют оценивая их общую и обменную ценность для пользователей.

            Можно ли себе представить анализы температуры человеческого тела, кровяного давления, общий и клинический анализ крови, мочи и других выделений у человека без сравнения фактических значений контролируемых показателей с установленными для них нормативными значениями? Как определить тяжесть заболевания человека, не сопоставляя факт и норму контролируемого параметра? Как без достаточной информации на этот счёт назначить ему эффективное лечение и добиться излечения от обнаруженной болезни? Техническая диагностика машин и анализ качества и стоимости товаров строится на тех же принципах сравнения факта с нормой значений соответствующих параметров.

            Самая большая беда современного комплексного ЭАХДП и его отдельных видов состоит в несоблюдении этого основополагающего подхода. Авторы учебников и учебных пособий по этому предмету предлагают два порядка сравнения: фактических значений контролируемых показателей с их плановыми значениями либо с аналогичными фактическими значениями этих показателей за предыдущий отчетный период, а иногда и за ряд прошлых отчётных периодов. Такие сравнения не могут быть признаны продуктивными (конструктивными, эффективными), так как не могут выполнять основную цель анализа производственных, экономических, финансовых и социальных показателей предприятия: способствовать принятию теоретически и практически обоснованных управленческих решений, направленных на улучшение его народнохозяйственного здоровья. Нельзя забывать, что план - это всего лишь скорректированный в ту или иную сторону факт. Как ни печально это констатировать, но наши авторы-аналитики по сей день оставляют руководителей предприятий без руля и ветрил на волю экономических волн: количество издаваемой на эту тему учебной литературы никак не переходит в качество.

            Трудно поверить, что авторы рассматриваемой учебной литературы, будучи, как правило, докторами экономических наук, профессорами, а иногда и заслуженными экономистами и заслуженными деятелями науки России, сами не понимают, что не всё благополучно в их царстве-государстве. Однако это не мешает им создавать видимость научности, полноценности и полезности разработанных, похожих друг на друга как две капли воды учебных курсов. Делается вид создания экономических шедевров. Благо в том, что студенты за время изучения этих курсов не накапливают достаточно знаний для того, чтобы критически относиться к тому, что им начитывают, а специалисты-экономисты предприятий и аспиранты, а также молодые учёные в этой области знаний почему-то молчат, не высказывают замечаний по очевидным нелепостям, не вникают в суть того, чем обязаны заниматься, а иногда и занимаются.

            В рассматриваемой литературе неоправданно много места отведено анализу третьестепенных и второстепенных показателей, влияние которых на конечные результаты работы предприятий малозначительно. По результатам предлагаемых анализов не могут быть вскрыты действительные резервы производства, резервы возможного повышения производительности труда и рентабельности производимой предприятием продукции, выполняемых работ и/или оказываемых услуг.

            Не уделяется должного внимания вопросам оценки и анализа производственных, производительных и социальных возможностей предприятия и уровней их фактического использования.

            Из-за профессиональной слабости, непростительной консервативности и научной недобросовестности главного редактора не выполняет своей роли в устранении явных недостатков и ошибок в современной теории и практике экономического анализа результатов работы предприятий единственный в своём роде в России журнал «Экономический анализ: теория и практика». При нынешнем научном руководителе этого журнала Н.П. Любушине ожидать прогресса в решении актуальных проблем ЭАХДП не следует.

            Отчётливо понимаю, что критиковать что-либо всегда гораздо легче, чем предлагать конструктивные, эффективные пути улучшения дела, в частности, в рассматриваемой учебной дисциплине и тем не менее сделаю напрашивающийся вывод из всего вышеуказанного и выскажу некоторые соображения о том, что следует, на мой взгляд, сделать в первую очередь.

            Существующие учебники и учебные пособия по ЭАХДП нуждаются в коренной переработке с учетом высказанных замечаний. 

 

            Прежде всего необходимо разработать, широко обсудить и утвердить для начала хотя бы минимальную по размерам систему сбалансированных ключевых производственных, экономических, финансовых и социальных показателей хозяйственной деятельности предприятий, которая в последствии должна быть положена в основу будущих рационализированных учебников и учебных пособий по ЭАХДП. В дальнейшем, при назревшей необходимости эта система может быть дополнена другими показателями, признанными ключевыми.

            По каждому из таких показателей должно быть установлено нормативное значение. Для отдельных рабочих и их групп на предприятиях устанавливают нормы выработки или обслуживания. По предприятиям в целом и их производственным подразделениям должны быть разработаны соответствующие нормы продуктивности (производительности), а также нормативные показатели результативности и экономической эффективности их производственной и коммерческой деятельности. О том, как это делается см. публикации [ 3, 4 ].

            На основе полученных нормативных значений рассматриваемых показателей должны быть построены и анализироваться параметры стратегического, тактического и оперативного управления работой предприятия.

            Учетная и отчётная политика предприятий должна предусматривать управленческий учет и управленческий анализ исходных данных для расчёта нормативных значений ключевых показателей их производственно-сбытовой деятельности.

            В уточнении нуждаются цель и круг основных задач ЭАХДП.

            Анализ показателей предприятий, не оказывающие существенного влияния на результаты их работы, из учебных курсов и пособий по ЭАХДП следует убрать.

            В каждом учебнике и учебном пособии для рассматриваемой дисциплины должно быть чётко указано, сотрудники какой службы предприятия,  когда и как часто должны выполнять ЭАХДП и в каком виде доводить его результаты лицам, принимающим ответственные управленческие решения.

            Желательно, чтобы предложения по совершенствованию образовательного стандарта по ЭАХДП и методов проведения комплексного анализа результатов работы предприятий стали предметом широкого обсуждения заинтересованной научной и преподавательской общественностью страны.

            Есть все основания полагать, что рассмотренной нами триадой мыльных опер-пузырей учебной литературы дело не закончится. Очертания очередного мыльного пузыря под названием «Стратегический финансовый менеджмент» уже появились. На столах известных авторов наверняка уже готовятся и скоро будут опубликованы рукописи учебников и учебных пособий на тему «Анализ инновационной (и модернизационной) деятельности предприятий» с теми же недостатками, которые были отмечены выше.

            Трудно отделаться от мысли, что все упоминаемые мыльные оперы в том виде, как они сделаны либо намечены, создаются авторами только ради гонорара и получения морального удовлетворения числом и объёмом осуществлённых публикаций, не забывая о предстоящих конкурсах на замещение вакантных должностей, никто не думает о реальной пользе делу, которому они служат, о пользе обществу и государству. При этом материальные интересы авторов и издательств, выпускающих их книги, полностью совпадают и соблюдаются. Существенные материальные и моральные убытки несут покупатели и читатели таких сравнительно дорогостоящих книг - люди, изучающие эту учебную дисциплину и вынужденные получать зачёты и сдавать экзамены по принятому учебному курсу.

 

                                                       ЛИТЕРАТУРА

  1. Ревуцкий Л.Д. Формальный и конструктивный стратегический менеджмент предприятий. - М.: // «Аудит и финансовый анализ», № 6, 2008. С. 354 - 356.
  2. Ревуцкий Л.Д. О современном состоянии контроллинга предприятий и основных направлениях его рационализации. - М.: // «Аудит и финансовый анализ», № 1, 2009. С. 459.
  3. Ревуцкий Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. - М.: Перспектива, 1997. 128 с.
  4. Ревуцкий Л.Д. Производственная мощность, продуктивность и экономическая активность предприятия. Оценка, управленческий учёт и контроль. - М.: Перспектива, 2002. 240 с.

                                                                      

                                                                              8(915) 436-8776 моб.

rev_ld@mail.ru                                                    Леопольд Давыдович

Категория: Общие вопросы оценки | Добавил: Roger (13.12.2010)
Просмотров: 852 | Рейтинг: 0.0/0

Детальную информацию и консультацию можно получить по тел. (063) 379-1363
Мы можем оценить ВСЁ!

 
Copyright vitis-ocenka © 2008 - 2024
 
http://bibiggon.com/

оценка программ,оценка стоимости программ, оценка стоимости по,оценка стоимости сайта, оценка эффективности, методы оценки, оценка предприятия, оценка 2010, критерии оценки, оценка качества, оценка стоимости, оценка деятельности, финансовая оценка, экономическая оценка, оценка рисков, оценка риска, система оценки, оценка проекта, оценка недвижимости, оценка, vitis-ocenka, vitis-ocenka vinifera, виноград vitis-ocenka, vaccinium vitis-ocenka idaea, blanco vitis-ocenka,