Оппозицию услышат?
Как это ни удивительно, новый проект закона на заседании Рабочей группы представила глава Комитета защиты предпринимателей при оппозиционном правительстве Оксана Продан. По ее словам, документ был разработан при участии предпринимателей из разных регионов Украины и оказался для правительства наиболее подходящим из всех, представленных на заседании. По крайней мере, первый замминистра финансов А. И. Мярковский (глава Рабочей группы) заявил о готовности к диалогу и компромиссам, что позволяет рассчитывать на минимальные изменения в окончательной редакции законопроекта.
В целом следует отметить, что представителям малого бизнеса документ сулит немалые выгоды. В частности, предполагается отмена некоторых ограничений по сделкам предпринимателей-"единщиков" с юридическими лицами, установленных Налоговым кодексом. Так, многих бизнесменов сегодня беспокоит ограничение для предприятий, работающих на общей системе налогообложения, возможности относить к валовым расходам оплаты по договорам с плательщиками единого налога. Эта норма вступит в силу с 1 апреля и фактически приведет к тому, что юрлицам будет невыгодно работать с предпринимателями-"единщиками", поскольку придется платить полную сумму налога на прибыль с заключенных договоров. Это отразится на работе "упрощенцев", которые могут потерять партнеров по бизнесу. Поэтому сегодня многие предприниматели выступают за скорейшее внесение изменений в Налоговый кодекс, чтобы реформировать сложившуюся систему упрощенного налогообложения.
Естественно, эти ограничения по заключению сделок были исключены в предложенном предпринимателями законопроекте. Кроме того, в нем предусмотрен качественно новый подход к налогообложению по упрощенной системе.
Ставки, господа!
Итак, что же нам готовит новая упрощенная система? Согласно проекту закона, поступившему в распоряжение "Судебно-юридической газеты", предполагается создать три категории плательщиков, которые могут быть на упрощенной системе: микробизнес, малый бизнес и средний.
Единый налог для микробизнеса может применяться по выбору субъекта предпринимательской деятельности - физического лица в случае соответствия его следующим условиям: осуществление предпринимательской деятельности исключительно в форме предоставления услуг по осуществлению ремонта по заказам физических лиц, ремесленничество или осуществление розничной торговли на рынке; не использование труда наемных работников; объем выручки - до 150 размеров минимальной заработной платы в год (на сегодня - 141 150 грн.). Ставка единого налога для микробизнеса составляет 0 (нуль) грн. в месяц. В случае несоответствия субъекта предпринимательской деятельности хотя бы одному из перечисленных условий его выручка от реализации облагается налогом по общей системе даже при наличии у него свидетельства об уплате единого налога для микробизнеса.
Для малого бизнеса фиксированный единый налог может применяться по выбору субъекта предпринимательской деятельности - физического лица в случае соответствия его следующим условиям: осуществление предпринимательской деятельности в сфере производства, торговли или предоставления услуг физическим лицам (при этом выручка от аренды земли и/или недвижимости облагается отдельно единым налогом с продаж), деятельность в сфере общественного питания (кроме ресторанов); объем выручки - до 1200 размеров минимальной заработной платы в год (1 129 200 грн.); до 10 наемных работников одновременно за предыдущий год.
Размер фиксированного единого налога может быть установлен в пределах от 40% до 60% размера минимальной заработной платы, утвержденного на 1 января налогового (отчетного) года (т. е. от 376 до 564 грн.). В случае изменения размера минимальной заработной платы в течение бюджетного года размеры единого налога в том же бюджетном году пересмотру не подлежат.
Размер фиксированного единого налога для физических лиц устанавливается ежегодно сельскими, поселковыми и городскими советами по месту государственной регистрации физического лица для различных видов хозяйственной деятельности с учетом объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг), причем для отдельных торговых центров или рынков он может устанавливаться отдельно.
Установленные размеры единого налога для физических лиц подлежат обнародованию до 15 августа предшествующего бюджетному года и являются неизменными в течение следующего бюджетного года. Если новые размеры единого налога не обнародованы в срок, действуют ставки, установленные в предыдущем периоде. Если для определенного вида хозяйственной деятельности сельским, поселковым, городским советом не установлена ставка единого налога, до момента ее установления предприниматель платит налог в размере 10% от размера минимальной заработной платы, установленного на 1 января налогового (отчетного) года (94 грн.).
В случае, если физическое лицо осуществляет несколько видов хозяйственной деятельности, для которых установлены разные ставки единого налога, оно подает заявление на одно свидетельство и уплачивает единый налог по большей ставке.
Единый налог с продаж для физических лиц-предпринимателей могут по своему выбору применять физические лица, объем выручки у которых составляет до 2300 размеров минимальной заработной платы в год (2 164 300 грн.), имеющие до 10 наемных работников одновременно.
Размер единого налога с продаж для физических лиц-предпринимателей составляет: 3% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в случае уплаты налога на добавленную стоимость согласно Налоговому кодексу Украины; 5% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в случае включения НДС в состав единого налога.
В случае осуществления плательщиком единого налога предпринимательской деятельности с использованием труда членов его семьи, принимающих участие в предпринимательской деятельности налогоплательщика более семи календарных дней в течение календарного месяца, такой налогоплательщик обязан оформить трудовые отношения с членом своей семьи в установленном законодательством порядке.
Новые условия для юрлиц
Юридическое лицо, которое за предыдущий налоговый год имеет объем выручки не более 7000 минимальных заработных плат (6 584 000 грн.) и среднеучетную численность наемных работников не более 50, по собственному желанию может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и самостоятельно выбрать одну из следующих ставок единого налога: 3% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в случае уплаты налога на добавленную стоимость согласно НК; 5% суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в случае включения НДС в состав единого налога.
При осуществлении таким юридическим лицом исключительно производства и торговли собственной продукцией ставка налога составляет 50% от ставок, указанных выше.
Вместо вывода
Как видим, ставки для плательщиков единого налога предусмотрены достаточно щадящие и справедливые. Впрочем, всем мил не будешь, и среди предпринимателей есть недовольные даже этим проектом. Некоторые изменения объединения малого бизнеса уже подготовили и планируют предоставить на рассмотрение Рабочей группы на следующем заседании.
Какой критике подвергнут законопроект представители власти, пока неизвестно, посему о дальнейшей судьбе законопроекта говорить сложно. В него еще будут вноситься изменения на последующих заседаниях Рабочей группы, а затем - в парламенте и профильном комитете. Какой будет окончательная редакция закона, подготовленного предпринимателями, покажет время.
Кто останется за бортом новой упрощенной системы налогообложения
Проектом, рассмотренным на заседании Рабочей группы при КМУ, предусмотрено, что действие упрощенной системы не распространяется на:
• страховых (перестраховочных) брокеров, страховые компании, финансовых посредников, банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании;
• регистраторов ценных бумаг;
• представительства, филиалы, отделения и другие обособленные подразделения юридического лица, не являющегося плательщиком единого налога;
• производителей и продавцов драгоценных металлов и камней;
• игорный бизнес и обменные пункты;
• производителей и продавцов подакцизных товаров;
• физических и юридических лиц-нерезидентов.