Взгляд на предприятие (организацию) как систему позволяет выявить особенности его функционирования, иначе остающиеся скрытыми. Воспользуемся лишь теми положениями теории систем, которые в достаточной мере способны объяснить закономерности существования сложных экономических субъектов, к которым относится любое предприятие, и позволяют изучать любой объект с разных точек зрения.
С одной стороны, система – целостное образование, которое состоит из взаимодействующих частей и обладает свойствами, не сводимыми к свойствам этих частей и не выводимыми из них. Здесь отмечено основное свойство систем – целостность, единство, посредством взаимодействия частей проявляющееся в свойстве эмерджентности – возникновении в системе новых свойств, которыми ее элементы не обладают.
Поэтому любая характеристика предприятия как системы (состав, эффективность, доходность, стоимость) не сводится к простой алгебраической сумме характеристик его элементов. Именно это свойство систем, с нашей точки зрения, находит свое отражение в понятии «деловая репутация», которую можно рассматривать как характеристику и критерий деятельности предприятия в любой момент времени, а не только в случае смены его владельца.
Считается, что деловая репутация возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доход на активы (или на собственный капитал) выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов. Иначе говоря, деловой репутацией обладают только достаточно крупные, успешно функционирующие компании. По нашему мнению, такой подход не совсем верен, поскольку не раскрывает все преимущества использования актива «деловая репутация», управления им, а также всей совокупностью НМА.
В случае продажи предприятия новый собственник приобретает не разрозненный набор зданий, сооружений, машин, оборудования, кадров, знаний, методов управления и пр., его интересует совокупность этих элементов в их целостном единстве, их уникальный набор в конкретном месте, в конкретное время. Именно отсюда возникает превышение рыночной стоимости предприятия над его балансовой стоимостью как оценка покупателем преимуществ именно такого объединения уникальных элементов (или, в противном случае, занижение рыночной стоимости, в том случае, если покупатель считает данное сочетание элементов не эффективным).
Таким образом, получается:
С рыночная = С балансовая + С деловой репутации,
С рыночная = С элементов в отдельности + С результата их взаимодействия,
С деловой репутации = С результата взаимодействия элементов предприятия как системы,
где С – стоимость.
Еще раз остановимся на таком положении теории систем: новое в системе возникает только в результате взаимодействия частей, благодаря наличию связей. Наибольшая смысловая нагрузка приходится на понятие «связь», именно благодаря взаимодействию элементов мы можем говорить о системе как целостном образовании.
Одновременно правомерна точка зрения на систему как на элемент большей системы, который в свою очередь проявляет свои основные свойства во взаимодействии с другими элементами. Поэтому любое предприятие как систему следует рассматривать не изолированно, а в контексте среды.
С другой стороны, любое предприятие можно рассматривать как многоуровневую систему. С точки зрения тех областей, где происходит возникновение новых характеристик системы в результате взаимодействия ее элементов, разделим, укрупненно, предприятие, как экономическую систему, на 3 уровня:
- материальный уровень - сумма стоимостей активов предприятия в отдельности, определяется использованием затратного подхода;
- уровень отношений - сумма отношений, как внутри предприятия (корпоративная культура), так и вне его (отношения с деловыми партнерами);
- интеллектуальный уровень - сумма интеллектуальных потенциалов сотрудников и организации в целом.
В результате объединения обеих точек зрения получаем следующую картину
Таблица
Формирование деловой репутации предприятия
С рыночная = С элементов в отдельности + С деловой репутации |
Материальный уровень |
S-активов |
Оценка эффективности их сочетания и использования |
Уровень отношений |
S-отношений |
Корпоративная культура
Деловые связи |
Интеллектуальный уровень |
S-интеллектуальных потенциалов сотрудников |
Интеллектуальный потенциал предприятия |
Такой подход позволяет проводить анализ одновременно на уровне отдельного сотрудника и на уровне всего предприятия (организации) в жесткой взаимосвязи их друг с другом.
В таблице выделены области, которые используются в практике оценки стоимости предприятия, а также стоимости НМА. Оценка эффективности сочетания и использования активов предприятия находит отражение в его финансовой отчетности.
Следует заметить, что такой подход к определению деловой репутации созвучен западной практике определения ее стоимости. В соответствии с зарубежной практикой оценки, деловая репутация представляет собой цену, которую покупатель готов заплатить сверх рыночной стоимости ее материальных активов в отдельности. Тогда деловая репутация – это результат уникального соединения всех активов предприятия в определенном месте, в определенное время. При этом считается, что превышение рыночной стоимости предприятия связано с возможностью получения более высокого уровня прибыли (в сравнении со среднерыночным уровнем эффективности инвестирования) за счет использования более эффективной системы управления, доминирующих позиций на товарном рынке, применения новых технологий и т.п.
Литература:
- Оценка бизнеса: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 512с.
- Репутация: от имиджа до стоимости // Экономика и жизнь. – 2003. №10. – С.2-3.
- Тихомиров В.П., Разумов О.С. «Теория и практика деловой деятельности: Учебное пособие». – М.: Изд-во МЭСИ, 1997.
- www.appraiser.ru
|