Консалтинговая компания "Vitis"

 

Наш опыт работает на Вас

Главная

О компании

Новости

Деятельность

Публикации

Контакты

Звоните нам по телефону (063) 379-1363

Меню сайта
Вход на сайт
Логин:
Пароль:
Реклама


Главная » 2010 » Декабрь » 21 » Торговые площади в торговых центрах
12:34
Торговые площади в торговых центрах
Компании, располагающие свободными средствами, развивают сети в регионах с прицелом на посткризисное будущее. Сетевые ритейлеры продолжают подыскивать новые помещения даже, несмотря на кризис. Традиционно с начала осени практически во всех крупных городах страны зафиксировано увеличение спроса на торговые площади. За последние месяцы доля пустующих мест в киевских профессиональных ТЦ снизилась с 3 до 1-1,5%, в одесских ТЦ и донецких — с 10 до 3-5%, в днепропетровских, харьковских и львовских — примерно с 10 до 7%. Украинцы стали оставлять в магазинах больше денег, что в первую очередь связано с повышением цен практически на все товары.

В тройку наиболее активных арендаторов торговых площадей вошли продуктовые супермаркеты, продавцы бытовой техники, одежды и обуви. Наиболее ходовыми сейчас являются совсем маленькие помещения (в столице — 100-150 кв. м, а в регионах площади уже дробят по 10-20 кв. м) или залы до 500 кв. м. По сравнению с докризисными показателями магазины стали теснее в среднем на 20-30%.

Помимо столицы самыми привлекательными для ритейлеров являются Одесса и Донецк, что поясняется сравнительно высоким уровнем доходов местных жителей и их готовностью тратить заработанное на покупки. Растет интерес и ко Львову, где пока невысокая конкуренция между сетевыми брендами. Последними в списке приоритетов торговцев числятся Харьков и Днепропетровск. Первый отпугивает цивилизованный ритейл конкуренцией со стороны вещевых рынков.

Риелторы отмечают, что наибольшее количество заявок в их базах данных на донецкие и одесские торговые помещения. Причем многие из них остаются невыполненными месяцами, поскольку найти варианты, которые устраивали бы потенциального арендатора, в этих городах сложно. Там нет широкого выбора профессиональных площадей. К примеру, в Одессе среди таковых они выделяют разве что комплекс «Ривьера» на Фонтанке, «Сады Победы» в Аркадии и мебельный ТЦ «6 элемент». Но в них вакантными являются не более 3% площадей, тогда как в целом по городу этот показатель составляет 5%.

В центре Одессы, куда традиционно стремятся попасть продавцы, торговых центров всего три: «Афина» на Греческой площади, «Европа» на улице Дерибасовской и «Детский мир». Несмотря на то, что у потенциальных арендаторов есть масса нареканий на качество этих объектов (отсутствие единой концепции, неудачная планировка и пр.), свободных площадей там практически нет. Более-менее приличный выбор вариантов местные риелторы могут предложить разве что на периферии, в торговых центрах «Вузовский», «Панорама» и «Маршал» на Таирова, в «Семье» и «Авроре» в поселке Котовский. Теснота в торговых залах сказалась на ценовой политике владельцев недвижимости.

По данным Colliers International, арендные ставки в Одессе сегодня одни из самых высоких по стране: площадь формата 100-300 кв. м стоит не менее $60-70 за квадрат в месяц, что лишь на $10-20 дешевле, чем в Киеве. Тарифы же в самых престижных ТЦ (к примеру, «Сады Победы») достигают $200/кв. м. На окраинах квадраты оцениваются гораздо дешевле — порядка $30/кв. м в месяц. Владельцы местных торговых объектов периодически пересматривают ставки. К примеру, в сентябре они выросли на 10% практически во всех ТЦ. К тому же одесские арендодатели раньше, чем их киевские коллеги, возвратились к практике расчета по реальному курсу доллара и редко соглашаются учитывать в сумме платежа выторги магазинов, что практикуется в столице. И рассчитывать на изменение ситуации здесь пока не приходится, поскольку в Одессе планируются к сдаче лишь единичные торговые объекты. В нынешнем году девелоперы обещают запустить только специализированный центр Auto Plaza (ул. Балковская), где будут представлены техника и запчасти. На следующий год намечен ввод в эксплуатацию ТЦ Муравей площадью 7,5 тыс. кв. м на поселке Котовского, ТРЦ «Амстор» площадью 55 тыс. кв. м (ул. Генерала Петрова).

В Донецке насчитывается лишь пару десятков ТЦ, причем большинство можно отнести к профессиональным весьма условно. Среди наиболее популярных — открывшийся недавно в центре города «Донецк-Сити», «Сити-Плаза», «Сити-Центр» и «Амстор». Ценовые тенденции схожие с одесскими — найти площади дешевле $60 за квадрат в месяц там практически нереально. С начала сентября почти все ТЦ предупредили арендаторов о повышении расценок на 15%. Еще хуже, чем в Одессе, в городе обстоят дела с новыми торговыми объектами. Среди анонсированных новинок можно отметить разве что вторую очередь «Донецк-Сити» по улице Артема (площадь 37,2 тыс. кв. м) и ТЦ Donbass Shopping Mall на улице Петровского (158 тыс. кв. м.), которые планируется сдать в эксплуатацию в 2011 и 2013 гг. соответственно. Так что причин, которые бы сдерживали аппетиты девелоперов, не наблюдается, и это будет способствовать дальнейшему увеличению ставок.

Во Львове потенциальным арендаторам предлагается достаточно много свободных площадей в ТЦ, причем общий показатель вакантности до 10% вытягивает лишь популярность таких торговых центров, как универмаг «Львов», расположенный на улице Владимира Великого (объект мало изменился с советских времен, но заполнен практически на 100%), «Магнус», недавно открытый ТЦ King Cross Leopolis. Цены в них достаточно высокие — от $45/кв. м, а на особенно привлекательные площади могут достигать €100/ кв. м. По словам коммерческого директора компании «Технопарк» Евгения Зиновьева, в городе есть и ряд объектов, наполняемость которых оставляет желать лучшего, несмотря на готовность владельцев идти на уступки.

Кризис расслоил торговые центры на успешные и откровенно провальные и в Харькове. В наиболее популярных объектах («Караван», «Даффи») сейчас пустуют 5-7% площадей, тогда как у аутсайдеров рынка (преимущественно небольшие центры в спальных районах) этот показатель доходит до 30%. До 2008 г. в модных ТЦ пустовало не более 1%, а в остальных — 3-5% помещений. Сейчас предприниматели готовы платить лишь за гарантированный поток платежеспособной публики и все меньше внимания обращают на периферийные объекты. В Харькове 70% заявок приходится на ТЦ в центре города и 20% — на приближенных к нему улицах. Но площади рассматриваются лишь при условии, что цена не превышает $50/кв. м в месяц. Ведь ритейлеры не могут рассчитывать на высокие доходы в городе с развитой торговлей и относительно скромными доходами населения.

По материалам prometr.com.ua



Просмотров: 676 | Добавил: Roger | Теги: недвижимость 2011, рынок недвижимости 2011, прогноз на 2011 | Рейтинг: 0.0/0
Нравится

Детальную информацию и консультацию можно получить по тел. (063) 379-1363
Мы можем оценить ВСЁ!

 
Copyright vitis-ocenka © 2008 - 2024
 
http://bibiggon.com/

оценка программ,оценка стоимости программ, оценка стоимости по,оценка стоимости сайта, оценка эффективности, методы оценки, оценка предприятия, оценка 2010, критерии оценки, оценка качества, оценка стоимости, оценка деятельности, финансовая оценка, экономическая оценка, оценка рисков, оценка риска, система оценки, оценка проекта, оценка недвижимости, оценка, vitis-ocenka, vitis-ocenka vinifera, виноград vitis-ocenka, vaccinium vitis-ocenka idaea, blanco vitis-ocenka,