Компании, располагающие свободными средствами, развивают сети в регионах с прицелом на посткризисное будущее. Сетевые ритейлеры продолжают подыскивать новые помещения даже, несмотря на кризис. Традиционно с начала осени практически во всех крупных городах страны зафиксировано увеличение спроса на торговые площади. За последние месяцы доля пустующих мест в киевских профессиональных ТЦ снизилась с 3 до 1-1,5%, в одесских ТЦ и донецких — с 10 до 3-5%, в днепропетровских, харьковских и львовских — примерно с 10 до 7%. Украинцы стали оставлять в магазинах больше денег, что в первую очередь связано с повышением цен практически на все товары.
В тройку наиболее активных арендаторов торговых площадей вошли продуктовые супермаркеты, продавцы бытовой техники, одежды и обуви. Наиболее ходовыми сейчас являются совсем маленькие помещения (в столице — 100-150 кв. м, а в регионах площади уже дробят по 10-20 кв. м) или залы до 500 кв. м. По сравнению с докризисными показателями магазины стали теснее в среднем на 20-30%.
Помимо столицы самыми привлекательными для ритейлеров являются Одесса и Донецк, что поясняется сравнительно высоким уровнем доходов местных жителей и их готовностью тратить заработанное на покупки. Растет интерес и ко Львову, где пока невысокая конкуренция между сетевыми брендами. Последними в списке приоритетов торговцев числятся Харьков и Днепропетровск. Первый отпугивает цивилизованный ритейл конкуренцией со стороны вещевых рынков.
Риелторы отмечают, что наибольшее количество заявок в их базах данных на донецкие и одесские торговые помещения. Причем многие из них остаются невыполненными месяцами, поскольку найти варианты, которые устраивали бы потенциального арендатора, в этих городах сложно. Там нет широкого выбора профессиональных площадей. К примеру, в Одессе среди таковых они выделяют разве что комплекс «Ривьера» на Фонтанке, «Сады Победы» в Аркадии и мебельный ТЦ «6 элемент». Но в них вакантными являются не более 3% площадей, тогда как в целом по городу этот показатель составляет 5%.
В центре Одессы, куда традиционно стремятся попасть продавцы, торговых центров всего три: «Афина» на Греческой площади, «Европа» на улице Дерибасовской и «Детский мир». Несмотря на то, что у потенциальных арендаторов есть масса нареканий на качество этих объектов (отсутствие единой концепции, неудачная планировка и пр.), свободных площадей там практически нет. Более-менее приличный выбор вариантов местные риелторы могут предложить разве что на периферии, в торговых центрах «Вузовский», «Панорама» и «Маршал» на Таирова, в «Семье» и «Авроре» в поселке Котовский. Теснота в торговых залах сказалась на ценовой политике владельцев недвижимости.
По данным Colliers International, арендные ставки в Одессе сегодня одни из самых высоких по стране: площадь формата 100-300 кв. м стоит не менее $60-70 за квадрат в месяц, что лишь на $10-20 дешевле, чем в Киеве. Тарифы же в самых престижных ТЦ (к примеру, «Сады Победы») достигают $200/кв. м. На окраинах квадраты оцениваются гораздо дешевле — порядка $30/кв. м в месяц. Владельцы местных торговых объектов периодически пересматривают ставки. К примеру, в сентябре они выросли на 10% практически во всех ТЦ. К тому же одесские арендодатели раньше, чем их киевские коллеги, возвратились к практике расчета по реальному курсу доллара и редко соглашаются учитывать в сумме платежа выторги магазинов, что практикуется в столице. И рассчитывать на изменение ситуации здесь пока не приходится, поскольку в Одессе планируются к сдаче лишь единичные торговые объекты. В нынешнем году девелоперы обещают запустить только специализированный центр Auto Plaza (ул. Балковская), где будут представлены техника и запчасти. На следующий год намечен ввод в эксплуатацию ТЦ Муравей площадью 7,5 тыс. кв. м на поселке Котовского, ТРЦ «Амстор» площадью 55 тыс. кв. м (ул. Генерала Петрова).
В Донецке насчитывается лишь пару десятков ТЦ, причем большинство можно отнести к профессиональным весьма условно. Среди наиболее популярных — открывшийся недавно в центре города «Донецк-Сити», «Сити-Плаза», «Сити-Центр» и «Амстор». Ценовые тенденции схожие с одесскими — найти площади дешевле $60 за квадрат в месяц там практически нереально. С начала сентября почти все ТЦ предупредили арендаторов о повышении расценок на 15%. Еще хуже, чем в Одессе, в городе обстоят дела с новыми торговыми объектами. Среди анонсированных новинок можно отметить разве что вторую очередь «Донецк-Сити» по улице Артема (площадь 37,2 тыс. кв. м) и ТЦ Donbass Shopping Mall на улице Петровского (158 тыс. кв. м.), которые планируется сдать в эксплуатацию в 2011 и 2013 гг. соответственно. Так что причин, которые бы сдерживали аппетиты девелоперов, не наблюдается, и это будет способствовать дальнейшему увеличению ставок.
Во Львове потенциальным арендаторам предлагается достаточно много свободных площадей в ТЦ, причем общий показатель вакантности до 10% вытягивает лишь популярность таких торговых центров, как универмаг «Львов», расположенный на улице Владимира Великого (объект мало изменился с советских времен, но заполнен практически на 100%), «Магнус», недавно открытый ТЦ King Cross Leopolis. Цены в них достаточно высокие — от $45/кв. м, а на особенно привлекательные площади могут достигать €100/ кв. м. По словам коммерческого директора компании «Технопарк» Евгения Зиновьева, в городе есть и ряд объектов, наполняемость которых оставляет желать лучшего, несмотря на готовность владельцев идти на уступки.
Кризис расслоил торговые центры на успешные и откровенно провальные и в Харькове. В наиболее популярных объектах («Караван», «Даффи») сейчас пустуют 5-7% площадей, тогда как у аутсайдеров рынка (преимущественно небольшие центры в спальных районах) этот показатель доходит до 30%. До 2008 г. в модных ТЦ пустовало не более 1%, а в остальных — 3-5% помещений. Сейчас предприниматели готовы платить лишь за гарантированный поток платежеспособной публики и все меньше внимания обращают на периферийные объекты. В Харькове 70% заявок приходится на ТЦ в центре города и 20% — на приближенных к нему улицах. Но площади рассматриваются лишь при условии, что цена не превышает $50/кв. м в месяц. Ведь ритейлеры не могут рассчитывать на высокие доходы в городе с развитой торговлей и относительно скромными доходами населения.