Наш город пострадал от военных действий значительно меньше, чем Киев или Сталинград. И все же, многочисленные разрушения давали возможность отстроить Одессу по-новому, сделав городской организм более функциональным. Вернувшись из эвакуации, ведущие архитекторы Южной Пальмиры принялись за разработку нового генплана. Цели были предельно ясны: разработать детальный план освоения территорий вдоль станций Фонтана и разгрузить старый город, перенеся важнейшие административные учреждения и транспортные потоки в район вокзала.
Развитие под линейку
Опыт составления генерального плана у одесситов уже был. Первый документ был утвержден в 1939 году и ставил перед городом похожие задачи. Однако за годы войны большая часть эскизов и схем генплана исчезли. Поэтому уже в 1945 году специалисты городского управления главного архитектора вынуждены были в экстренном порядке начать новую топографическую съемку плана Одессы и окрестностей, которая заняла 1,5 года. На ее основе группа одесских архитекторов (Готгельф, Лисенко, Ключарев) под началом ленинградца Дмитрия Баталова подготовила проект генплана. Он отвечал двум задачам: красиво отстроить старую Одессу и обеспечить городу развитие «вширь».
В решении первой задачи акцент делался на перекрестки. Здесь должны были появится высокие дома в классическом «сталинском» стиле, который разрабатывали еще до войны ведущие московские зодчие.
Вторая проблема была сложнее и амбициознее. Пригородная система Одессы в ХІХ веке развивалась хаотично. Теперь планировалось упорядочить ее, «вытянув» главные городские магистрали — улицу Советской Армии (Преображенская) следовало продолжить через парк Ильича до самой Люстдорфской дороги, а Пушкинскую соединить с Фонтанской. Сделать это планировалось за счет смещения железнодорожного вокзала в район улицы Бассейной. Улица Советской Армии должна была превратиться величественный проспект, проходящий над колеей по широкому мосту. Такую же магистраль наметили от Госпитальной (Хмельницкого) через Михайловскую площадь до самой улицы Фрунзе (Балковской). Правда, в случае реализации этого проекта пришлось бы реконструировать несколько жилых кварталов, застройка которых уже тогда была ветхой. Длинные прямые линии должны были ускорить сообщение центра и окраин и обеспечить новым микрорайонам регулярный план и частично решить проблему «зажатого» железной дорогой центра.
Фонтану - план
Большое значение было уделено перспективному развитию южных территорий — от Пироговской до 5-й станции Фонтана. Эту тему глубоко прорабатывал главный архитектор Одессы Андрей Лисенко. Он предлагал разбить этот участок на небольшие кварталы, как в центре, а посреди района (как раз на месте нынешнего парка Победы) — устроить крупнейший в Одессе парк. Особое значение в проекте Лисенка приобретала Пироговская. Широкой прямой стрелой она должна была соединить пляжную зону с вокзалом и, рассекая парк Ильича, пройти через всю Молдаванку. Парк Ильича и привокзальная площадь становились таким образом главными перекрестками города. Здесь намечалось построить величественные административные и общественные здания, устроить зоны отдыха с фонтанами и портиками. Величественный ансамбль намечался и на Французском бульваре, пересекаясь с которым проспект уходил вниз, заканчиваясь искусственной гаванью на пляже «Отрада».
Проект Лисенка вовсе не был чем-то запредельным. Он основывался на знании лучших градостроительных традиций, а также на опыте Европы, где разрушения войны были использованы для того, чтобы расширить магистрали и сделать их направление более целесообразным. И все же, в условиях послевоенной Одессы проект показался слишком смелым и в генплане его учли лишь частично. В итоге, на карте появились знакомые нам и по сей день улицы в районе проспекта Шевченка.
Жертва волокиты
Пожалуй, на этом архитектурные свершения закончились. Генплан 1947 года, который должен был повернуть развитие городской системы в совсем иное русло, так и остался на бумаге. Прежде всего потому, что для его исполнения нужно было сносить дома. Пусть и в небольшом количестве, но власть это напугало. Неизбежного при любой реконструкции фонда расселения в Одессе не было, народ и так страдал от тесноты и необустроенности, а тут еще и архитекторы со смелыми планами. Историю с генпланом замяли. Вышла темная, и, видимо, не очень приятная история со спором между проектным институтом ГИПРОГРАД и главным архитектором Одессы. Единичные постройки — новый вокзал, восстановление в прежних границах военного госпиталя, — помешали планам превратить Пироговскую в парадную улицу пляжников.