Консалтинговая компания "Vitis"

 

Наш опыт работает на Вас

Главная

О компании

Новости

Деятельность

Публикации

Контакты

Звоните нам по телефону (063) 379-1363

Меню сайта
Вход на сайт
Категория
История Оодессы
Реклама


Главная » Статьи » Одесса » История Оодессы

Мельницы: наша одесская Польша
Есть в Одессе районы, о существовании которых многие горожане догадываются весьма смутно. В основном это удаленные участки частного сектора, «выселки» на краю города или же острова жизни в бескрайнем море заводов и фабрик. Но иногда — большие и развитые районы, расположенные «в глубинке», куда не доходит большинство маршруток. Особенно много таких мест в Малиновском районе. С него и начнем наш путь по одесским далям.

Район с душком
Давайте мысленно отправимся на несколько столетий назад и представим, будто подъезжаем к большому старинному городу. Вдали виднеются крепостные стены, проступают очертания куполов и крыш. Но первое, что возвещает приближение города — множество мельниц, расположенных большими группами на холмах среди полей. Днем и ночью они измельчают зерно в муку. Без нее не будет ни хлеба, ни булочек, а значит, и самого города.
В «свежепостроенной» Одессе мельницы компактно располагались среди широкого поля к западу от города. Место было выбрано стратегическое: отсюда примерно равное расстояние до всех главных рынков. Рядом с ними около 1820 года образовался небольшой поселок для мельников и их семей с регулярным планом и опрятными домиками. Городок получил название «Дальние Мельницы», — к тому времени на юго-запад от Молдаванки появились и «ближние» мельницы, до которых было всего 10 минут пешком.
Идилия длилась недолго. На протяжении первой половины ХІХ века работу ветряков постепенно перенимали на себя паровые механизмы. В 1862-65 годах возле поселка была проведена железная дорога. Это событие навсегда перечеркнуло тихую жизнь Дальних Мельниц. По соседству начинают строиться заводы и фабрики, а рядом селятся батраки и беглецы — типичный контингент для набора промышленных рабочих в те времена. Да и местные жители, утратив привычный заработок, охотно шли работать на предприятия. Так что к концу века Дальние Мельницы превратились в классическое рабочее предместье — грязное и бедное.
Поправило ситуацию открытие в 1899 году коньячного завода Шустова. Предприятие выплачивало достойную зарплату и занималось образованием персонала. На всю Одессу прославился заводской буфет, где можно было «продегустировать» элитарный на то время напиток.
К востоку от Дальних Мельниц — в районе нынешних улиц Балковской и Заводской — возник польский поселок. В честь основателя его назвали Дачами Дашкевича. В 1892 году «дачники» выстроили на Балковской вычурный католический собор Святого Климентия и школу. Своим фасадом он выходил на огромную Сенную площадь (теперь на ее месте сквер Гамова). Около 1913 года по улицам Никифорова (ныне — Жебелева) и Борисова (Радужной) была проложена трамвайная колея.
Советская индустриализация сказалась на облике Дальних Мельниц не лучшим образом.
Начиная с 30-х годов район со всех сторон стали «обсаживать» заводами и фабриками. Под застройку попали целые кварталы: почти полностью исчезли Дачи Дашкевича, уничтожен собор, а по улице Фабричной частный сектор «урезали» под общежития для рабочих. При этом улицы заасфальтировали только в 50-х годах. По соседству, на месте бывшей усадьбы помещика Воеводского в 60-х годах был устроен красивый парк Ленинского комсомола с прудами. Сейчас зеленый массив пришел в запустение из-за того, что из водоемов происходят выбросы сероводорода. «Пахнет» иногда за полкилометра.
Сегодня Дальние Мельницы — малопрестижный район. Но, возможно, в скором времени ситуация переменится в корне. Дело в том, что Мельницы расположены как раз на середине трассы « Север-Юг». Именно здесь соберутся важнейшие транспортные потоки, соединяющие Черемушки, Таирова и Фонтан с поселком Котовского и Молдаванкой. Это сделает целесообразным строительство торговых и развлекательных комплексов, бизнес-центров и жилых кварталов. Место для них найдется — вокруг полно заброшенных заводов.

Тихий омут
Ближние Мельницы появились немногим позднее Дальних, но судьба у них совсем иная. Пущенная в 1865 году железная дорога и возникшие на ней предприятия отрезали поселок от Одессы. Ко всему, Ближние Мельницы оказались зажаты с востока Вторым Христианским кладбищем. Так что на протяжении последующих 50 лет поселок «варился в собственном соку», превратившись в тихое и благоустроенное предместье. Лишь немногие домики по улице Пишенина (Ивана и Юрия Лип) и Смирнова (Руставели) выросли до двух этажей.
Заканчивались Ближние Мельницы улицей Лагерной (ныне Бреуса), к югу от которой находились крупные поместья. Так, Малиновский рынок построен на месте виллы некого Когоута, а соседние «новострои» возвышаются в имениях Шретера. Массовое освоение этих земель началось лишь в конце 50-х годов, когда был застроен частными домами участок между Бреуса и Малиновского.
Настоящее высотное строительство развернулось только в 70-х, когда на месте старинных усадеб было построено несколько панельных домов пяти и девяти этажей. Это событие не на шутку встревожило жителей района: люди помнили, как в 1966 году газеты пестрели подробностями нового генплана развития Одессы. В числе прочего, документ предлагал превратить Ближние Мельницы в район высотной застройки наподобие Таирова и Поселка Котовского.
В итоге, планировщики ограничилось только тем, что «затесали» на углу Малиновского и Черноморской дороги несколько «высоток», в том числе и 16-этажку. Изначально предполагалось построить ее возле самой дороги, чтобы сделать въезд на улицу Малиновского более эффектным. Но помешали грунтовые воды, подходящие в этом месте близко к поверхности. Уже в наши дни здесь строится жилой комплекс «Золотое руно». За несколько лет застройщик осилил только котлован — на остальное не хватает денег. Видать, место и вправду гиблое.

Расстрельный адрес
К западу от Черемушек, за улицами Рекордной и Радостной, расположен район Курсаки. Своим названием он обязан польским иммигрантам, поселившимся здесь в середине ХІХ века. «Курсак» по-польски — бегун. Так называли людей, покидавших родные земли в поисках лучшей жизни.
До революции здесь было несколько хуторов и имений. В одном из них родился будущий главный прокурор СССР Андрей Януарьевич Вышинский — создатель современной системы прокуратуры и верный помощник Сталина в организации «большого террора» 1937-1938 годов. Запомнился он и тем, что добился отмены приговоров по закону «О трех колосках», освободив из лагерей сотни тысяч заключенных. Дом великого и ужасного одессита не сохранился. Известно только, что родовое поместье Вышинских располагалось в районе нынешних улиц Кордонной и Кострова.
В 1928-35 годах неподалеку от Ивановского переезда появился комплекс селекционно-генетического института. Целых 20 лет простоял он в гордом одиночестве среди опытных полей, пока через дорогу не построили несколько «сталинок» для военных. Тогда же, в начале 50-х, появился небольшой поселок возле аэропорта.
Комплексное развитие Курсак началось только в конце 50-х годов, когда было разрешено частное строительство. Всего за 10 лет здесь было построено почти 4 тысячи домов. Рядом с военным городком на Овидиопольской дороге появились сначала «хрущевки», а затем и панельные 9-этажные дома.
Большой радостью для жителей района стало открытие в 1967 году Ивановского путепровода —Благодаря 360-метровому мосту через железную дорогу удалось наладить быстрое сообщение с центром города. Тогда же вдоль улицы Щорса высадили деревья. Район стал красивым и удобным для жизни. Уже в наше время на окраине Курсак построено несколько современных жилых комплексов по улицам Щорса и Старицкого.

Как-то вечером... на Столбовой
Проехав по улице Дальницкой к железной дороге, мы попадаем в волшебный мир Второй Заставы. Район не отвечает минимальным требованиям экологии и эстетики. Да и коммунальных проблем здесь, на отшибе, хватает. Тем более, что почти половина из 3,5 тысяч жителей Заставы проживает в общежитиях.
Главная улица района — Столбовая. Большую часть ее протяженности занимают промышленные и складские сооружения, а жилая застройка разделена на несколько частей. Самая большой и комфортный жилмассив находится на пересечении с улицей Брестской. Отсюда совсем близко до поселка Железнодорожников, который по сравнению со Столбовой кажется благодатным местом. За 20 минут можно дойти до района Селекционного института, где существует развитая сеть торговли и услуг.
Следует отметить, что Застава изначально формировалась как транспортный узел, а не селитебный район. Между двумя расходящимися ветками железной дороги в 80-х годах ХІХ века было проложено семь параллельных колей, между которыми построили склады и амбары. В 30-х годах линии демонтировали, а на месте складов построили заводы и фабрики. Тут же, для удобства, поместили общежития для рабочих, создав им такие «условия», которые и не снились трудящимся в капстранах.

Немного о дальнем
Самые западные районы Одессы — Ленпоселок и Поселок железнодорожников. Они тянутся вдоль Тираспольского шоссе на 4 километра.
Поселок Железнодорожников возник в 30-х годах как группа 2-этажных домиков для работников железнодорожной станции «Житомирская». В 50-х годах он разросся за счет частного сектора: здесь селились работники соседних предприятий.
Ленпоселок возник в середине 50-х годов как «выселки» для сотрудников заводов на Первой Заставе. От Поселка железнодорожников его отделяет улица Крайняя.
Оба поселка представляют собой вполне приличный частный сектор, какой можно увидеть и на поселке Котовского, и на Ближних Мельницах. Так что если вас пригласят туда в гости, пугаться не стоит.



Михаил Мейзерский


Источник: http://a-portal.com.ua
Категория: История Оодессы | Добавил: vit (19.05.2011)
Просмотров: 5796 | Теги: Одесса | Рейтинг: 0.0/0

Детальную информацию и консультацию можно получить по тел. (063) 379-1363
Мы можем оценить ВСЁ!

 
Copyright vitis-ocenka © 2008 - 2024
 
http://bibiggon.com/

оценка программ,оценка стоимости программ, оценка стоимости по,оценка стоимости сайта, оценка эффективности, методы оценки, оценка предприятия, оценка 2010, критерии оценки, оценка качества, оценка стоимости, оценка деятельности, финансовая оценка, экономическая оценка, оценка рисков, оценка риска, система оценки, оценка проекта, оценка недвижимости, оценка, vitis-ocenka, vitis-ocenka vinifera, виноград vitis-ocenka, vaccinium vitis-ocenka idaea, blanco vitis-ocenka,