Есть в Одессе районы, о существовании которых многие горожане догадываются весьма смутно. В основном это удаленные участки частного сектора, «выселки» на краю города или же острова жизни в бескрайнем море заводов и фабрик. Но иногда — большие и развитые районы, расположенные «в глубинке», куда не доходит большинство маршруток. Особенно много таких мест в Малиновском районе. С него и начнем наш путь по одесским далям.
Район с душком Давайте мысленно отправимся на несколько столетий назад и представим, будто подъезжаем к большому старинному городу. Вдали виднеются крепостные стены, проступают очертания куполов и крыш. Но первое, что возвещает приближение города — множество мельниц, расположенных большими группами на холмах среди полей. Днем и ночью они измельчают зерно в муку. Без нее не будет ни хлеба, ни булочек, а значит, и самого города. В «свежепостроенной» Одессе мельницы компактно располагались среди широкого поля к западу от города. Место было выбрано стратегическое: отсюда примерно равное расстояние до всех главных рынков. Рядом с ними около 1820 года образовался небольшой поселок для мельников и их семей с регулярным планом и опрятными домиками. Городок получил название «Дальние Мельницы», — к тому времени на юго-запад от Молдаванки появились и «ближние» мельницы, до которых было всего 10 минут пешком. Идилия длилась недолго. На протяжении первой половины ХІХ века работу ветряков постепенно перенимали на себя паровые механизмы. В 1862-65 годах возле поселка была проведена железная дорога. Это событие навсегда перечеркнуло тихую жизнь Дальних Мельниц. По соседству начинают строиться заводы и фабрики, а рядом селятся батраки и беглецы — типичный контингент для набора промышленных рабочих в те времена. Да и местные жители, утратив привычный заработок, охотно шли работать на предприятия. Так что к концу века Дальние Мельницы превратились в классическое рабочее предместье — грязное и бедное. Поправило ситуацию открытие в 1899 году коньячного завода Шустова. Предприятие выплачивало достойную зарплату и занималось образованием персонала. На всю Одессу прославился заводской буфет, где можно было «продегустировать» элитарный на то время напиток. К востоку от Дальних Мельниц — в районе нынешних улиц Балковской и Заводской — возник польский поселок. В честь основателя его назвали Дачами Дашкевича. В 1892 году «дачники» выстроили на Балковской вычурный католический собор Святого Климентия и школу. Своим фасадом он выходил на огромную Сенную площадь (теперь на ее месте сквер Гамова). Около 1913 года по улицам Никифорова (ныне — Жебелева) и Борисова (Радужной) была проложена трамвайная колея. Советская индустриализация сказалась на облике Дальних Мельниц не лучшим образом. Начиная с 30-х годов район со всех сторон стали «обсаживать» заводами и фабриками. Под застройку попали целые кварталы: почти полностью исчезли Дачи Дашкевича, уничтожен собор, а по улице Фабричной частный сектор «урезали» под общежития для рабочих. При этом улицы заасфальтировали только в 50-х годах. По соседству, на месте бывшей усадьбы помещика Воеводского в 60-х годах был устроен красивый парк Ленинского комсомола с прудами. Сейчас зеленый массив пришел в запустение из-за того, что из водоемов происходят выбросы сероводорода. «Пахнет» иногда за полкилометра. Сегодня Дальние Мельницы — малопрестижный район. Но, возможно, в скором времени ситуация переменится в корне. Дело в том, что Мельницы расположены как раз на середине трассы « Север-Юг». Именно здесь соберутся важнейшие транспортные потоки, соединяющие Черемушки, Таирова и Фонтан с поселком Котовского и Молдаванкой. Это сделает целесообразным строительство торговых и развлекательных комплексов, бизнес-центров и жилых кварталов. Место для них найдется — вокруг полно заброшенных заводов.
Тихий омут Ближние Мельницы появились немногим позднее Дальних, но судьба у них совсем иная. Пущенная в 1865 году железная дорога и возникшие на ней предприятия отрезали поселок от Одессы. Ко всему, Ближние Мельницы оказались зажаты с востока Вторым Христианским кладбищем. Так что на протяжении последующих 50 лет поселок «варился в собственном соку», превратившись в тихое и благоустроенное предместье. Лишь немногие домики по улице Пишенина (Ивана и Юрия Лип) и Смирнова (Руставели) выросли до двух этажей. Заканчивались Ближние Мельницы улицей Лагерной (ныне Бреуса), к югу от которой находились крупные поместья. Так, Малиновский рынок построен на месте виллы некого Когоута, а соседние «новострои» возвышаются в имениях Шретера. Массовое освоение этих земель началось лишь в конце 50-х годов, когда был застроен частными домами участок между Бреуса и Малиновского. Настоящее высотное строительство развернулось только в 70-х, когда на месте старинных усадеб было построено несколько панельных домов пяти и девяти этажей. Это событие не на шутку встревожило жителей района: люди помнили, как в 1966 году газеты пестрели подробностями нового генплана развития Одессы. В числе прочего, документ предлагал превратить Ближние Мельницы в район высотной застройки наподобие Таирова и Поселка Котовского. В итоге, планировщики ограничилось только тем, что «затесали» на углу Малиновского и Черноморской дороги несколько «высоток», в том числе и 16-этажку. Изначально предполагалось построить ее возле самой дороги, чтобы сделать въезд на улицу Малиновского более эффектным. Но помешали грунтовые воды, подходящие в этом месте близко к поверхности. Уже в наши дни здесь строится жилой комплекс «Золотое руно». За несколько лет застройщик осилил только котлован — на остальное не хватает денег. Видать, место и вправду гиблое.
Расстрельный адрес К западу от Черемушек, за улицами Рекордной и Радостной, расположен район Курсаки. Своим названием он обязан польским иммигрантам, поселившимся здесь в середине ХІХ века. «Курсак» по-польски — бегун. Так называли людей, покидавших родные земли в поисках лучшей жизни. До революции здесь было несколько хуторов и имений. В одном из них родился будущий главный прокурор СССР Андрей Януарьевич Вышинский — создатель современной системы прокуратуры и верный помощник Сталина в организации «большого террора» 1937-1938 годов. Запомнился он и тем, что добился отмены приговоров по закону «О трех колосках», освободив из лагерей сотни тысяч заключенных. Дом великого и ужасного одессита не сохранился. Известно только, что родовое поместье Вышинских располагалось в районе нынешних улиц Кордонной и Кострова. В 1928-35 годах неподалеку от Ивановского переезда появился комплекс селекционно-генетического института. Целых 20 лет простоял он в гордом одиночестве среди опытных полей, пока через дорогу не построили несколько «сталинок» для военных. Тогда же, в начале 50-х, появился небольшой поселок возле аэропорта. Комплексное развитие Курсак началось только в конце 50-х годов, когда было разрешено частное строительство. Всего за 10 лет здесь было построено почти 4 тысячи домов. Рядом с военным городком на Овидиопольской дороге появились сначала «хрущевки», а затем и панельные 9-этажные дома. Большой радостью для жителей района стало открытие в 1967 году Ивановского путепровода —Благодаря 360-метровому мосту через железную дорогу удалось наладить быстрое сообщение с центром города. Тогда же вдоль улицы Щорса высадили деревья. Район стал красивым и удобным для жизни. Уже в наше время на окраине Курсак построено несколько современных жилых комплексов по улицам Щорса и Старицкого.
Как-то вечером... на Столбовой Проехав по улице Дальницкой к железной дороге, мы попадаем в волшебный мир Второй Заставы. Район не отвечает минимальным требованиям экологии и эстетики. Да и коммунальных проблем здесь, на отшибе, хватает. Тем более, что почти половина из 3,5 тысяч жителей Заставы проживает в общежитиях. Главная улица района — Столбовая. Большую часть ее протяженности занимают промышленные и складские сооружения, а жилая застройка разделена на несколько частей. Самая большой и комфортный жилмассив находится на пересечении с улицей Брестской. Отсюда совсем близко до поселка Железнодорожников, который по сравнению со Столбовой кажется благодатным местом. За 20 минут можно дойти до района Селекционного института, где существует развитая сеть торговли и услуг. Следует отметить, что Застава изначально формировалась как транспортный узел, а не селитебный район. Между двумя расходящимися ветками железной дороги в 80-х годах ХІХ века было проложено семь параллельных колей, между которыми построили склады и амбары. В 30-х годах линии демонтировали, а на месте складов построили заводы и фабрики. Тут же, для удобства, поместили общежития для рабочих, создав им такие «условия», которые и не снились трудящимся в капстранах.
Немного о дальнем Самые западные районы Одессы — Ленпоселок и Поселок железнодорожников. Они тянутся вдоль Тираспольского шоссе на 4 километра. Поселок Железнодорожников возник в 30-х годах как группа 2-этажных домиков для работников железнодорожной станции «Житомирская». В 50-х годах он разросся за счет частного сектора: здесь селились работники соседних предприятий. Ленпоселок возник в середине 50-х годов как «выселки» для сотрудников заводов на Первой Заставе. От Поселка железнодорожников его отделяет улица Крайняя. Оба поселка представляют собой вполне приличный частный сектор, какой можно увидеть и на поселке Котовского, и на Ближних Мельницах. Так что если вас пригласят туда в гости, пугаться не стоит.