Бездомный союз
После войны жилищный кризис в Советском Союзе достиг своего пика. И раньше жить было негде, а теперь миллионы семей остались без крыши над головой. Проблема требовала срочного решения. Но сталинский режим, одержимый идеями индустриализации и строительства мега-санаториев и пролетарских дворцов, ограничился восстановительными работами, а нового жилья вводил крайне мало. Достаточно сказать, что с 1928 по 1941 год в Одессе появилось всего 40 многоквартирных домов (где-то 60 000 метров жилплощади) и небольшой поселок Железнодорожников на 1-й заставе. А в 1952-1956 годах в среднем строилось менее 50 тысяч метров жилья — в 10 раз меньше, чем при Хрущеве. С такими темпами надежда на получение СВОЕЙ квартиры становилась призрачной.
Своими руками
Отсутствие личного пространства, вечный шум и беспорядок, ссоры с соседями и в семье, очереди в душ и туалет — так выглядел быт миллионов советских горожан. Отдельное жилье было для них не просто красивой мечтой, а настоятельной потребностью.
«Когда мы пытались подсчитать, сколько требуется жилплощади, многие, признаться, пали духом, — вспоминает замдиректора канатного завода по строительству Семен Винер. — Оказалось, нужно 76 восьмиквартирных домов. Да ведь подрядчик их тридцать лет будет строить!» И действительно, многие «сталинки» в центре города строились по 5-6 лет: то деньги у заказчика кончались, то с подвозом материалов получались накладки.
Сама жизнь подсказывала выход — за возведение домов должны взяться сами рабочие, используя ресурсы своего предприятия. Тот же Одесский канатный «тихой сапой» обеспечил своих сотрудников жильем «всего» за 12 лет. Для этого потребовалось самоотверженное трудолюбие и фантастическая изворотливость. Рабочие завода сверхурочно производили балконные решетки, пожарные лестницы и перила. Гусеничный кран, используемый для подачи угля в котельную, приспособили для рытья котлованов. На стройку привлекали также передвижной компрессор, автокран, насосы и грузовые машины. Умельцы из цеха по производству катушек и барабанов придумали более рациональные способы обработки древесины, что позволяло сэкономить и отправить строителям до 100 тонн леса в год. Наконец, возле одного из цехов рабочие соорудили бетонный узел и пропарочную камеру для производства железобетонных панелей. И все это — во время единственного выходного, отпуска, до или после смены. Энтузиазм, вообще свойственный советскому человеку той поры, подогревался тем, что в первую очередь жилье давали наиболее активным работникам.
Экономия любой ценой
Огромное внимание уделялось снижению стоимости жилья. Так, в сданом в 1953 году доме по Греческой, 43, метр обошелся в 2300 рублей, а уже через 4 года, строя на Гагарина, 16, «канатчики» добились цены 1500 рублей.
Самую большую экономию получили отказавшись от «архитектурных излишеств» вроде резных карнизов, полуколонн и башенок. Новые дома выглядели, конечно же, серенько, но это было лучше, чем любоваться роскошными «сталинками» начальства из окон душных общежитий.
А в остальном экономили по мелочам. Так, кровельщик Вячеслав Брун предложил перекрывать листы шифера не на 10-15 см, как принято, а на 8 см. В итоге, сэкономили и на шифере, и на ширине железной части кровли. Уменьшив высоту потолка с 2,94 до 2,7 метра, рабочие сократили стоимость метра еще на 47 рублей.
Еще дальше пошли инженеры-строители ЗОРа. Вместе со специалистами Одесского филиала градостроительного института «Гипроград» они разработали бесчердачные кровли. Благодаря им при строительстве заводского поселка на 320 квартир в Лузановке удалось сэкономить 200 тысяч штук черепицы и 600 кубометров леса. На вырученные деньги можно было построить еще 8 квартир. А в Ильичевском районе (Молдаванка) власти рекомендовали строителям отказаться от дощатых и паркетных полов, а использовать новый материал ксилолит, состоящий из древесных опилок, стружек и магнезитов.
Используя максимально дешевые материалы и технологии, строители не забывали и о качестве работ. Например, большинство предприятий продолжало использовать дорогую цветную штукатурку, которая оказалась не только красивой, но и долговечной. В отличие от классических «хрущевок» в заводских домах больше простора и гораздо лучше теплоизоляция.
Эпоха трестов
Переход от «хозяйственного способа» к массовому строительству начался в 1957 году, когда государство направило деньги не на поддержку предприятий-застройщиков, а на развитие строительных трестов. В Одессе крупнейшими трестами стали «Черноморгидрострой» и «Одестрансстрой». Первый в 1957 году ввел первый в городе крупный завод по производству сборного железобетона с широким ассортиментом выпускаемых изделий. Второй — прославился быстротой работы. Пятиэтажное общежитие для железнодорожников «Одестрансстрой» сдал за 5 месяцев, 18-квартирный дом для судоремонтников — всего за три. В 1958 году трест построил первую в городе «хрущевку» или, как тогда говорили, «дом с малометражными квартирами для посемейного заселения». Этот дом и ныне стоит по ул. Б. Хмельницкого, 1. Он на несколько месяцев опередил 5-этажки на Люстдорфской дороге, с которых начались Черемушки.
Удобная панель
В конце 50-х советские инженеры пришли к выводу, что проще и дешевле строить одинаковые дома из сборных деталей — панелей. Панельные дома просто, как конструктор, собирались на строительной площадке из составных частей, которые изготавливались на заводах. Технология производства очень проста и оправдывает себя до сих пор. Сначала в форме раскладывают облицовку, затем – железную арматуру, заливают все это бетоном и сушат. Готовую панель немедленно везут на стройку, где с машины ее подхватывает кран, поднимает, а монтажники закрепляют в нужном месте, причем все работы должны производится строго по графику. Опоздание на 10-15 минут могло нарушить работу стройки. Такой плотный график позволял собирать дом за 12 дней.
Первый домостроительный комбинат приступил к работе в 1961 году, а в Одессе — только в 1963-м. К тому времени почти оформились «хрущевские» районы на Фонтане и Черемушках, где дома строились из бетонных блоков и кирпича. Первый панельный дом появился в том же 1963 году по ул. Новикова, 12, что на Заставе. На поселке Котовского и Таирова их продолжали строить до 1975 года.