Консалтинговая компания "Vitis"

 

Наш опыт работает на Вас

Главная

О компании

Новости

Деятельность

Публикации

Контакты

Звоните нам по телефону (063) 379-1363

Меню сайта
Вход на сайт
Категория
История Оодессы
Реклама


Главная » Статьи » Одесса » История Оодессы

ЦЕРКВИ ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО


Два десятилетия назад началось активное восстановление утраченных религиозных зданий. За это время нынешние одесситы, предки которых сносили одесские храмы, отреставрировали и построили заново более двух десятков культовых домов. 

Религиозный город
В Путеводителе по Одессе издания 1912 года опубликована информация о 22-х православных храмах. Кроме того, в городе работали 32 домовые церкви, два монастыря – мужской и женский - и три подворья. 
Среди одесского населения (третьего по численности в Российской империи) было 250 тысяч христиан. На паству приходилось 62 приходских, домовых и предместных церквей (исключая военные). Из них православных – 54. Вместимость этих церквей была разнообразна. Кафедральный собор был (и остается) самым крупным на территории бывшей Российской империи – в начале 20 века в нем помещалось 12 тысяч прихожан. Успенская церковь вмещала 6 тысяч человек, церковь Епархиального дома с притвором – 5 тысяч. Покровская (на Александровском проспекте), Сретенская (на Новом базаре), Свято-Троицкая, Петропавловская (на Внешней улице), Архангело-Михайловская (на Маразлиевской), Пантелеймоновская – около 4 тысяч каждая, остальные церкви – от двухсот и двух тысяч. «Храмы, таким образом, - написано в Путеводителе, - могут вместить около 110 тысяч человек. Военный собор вмещает 1200 человек».
Кроме того, в 1912 году в Одессе было шесть католических и протестантских храмов, восемь синагог, одна караимская кенасса и магометанская молельня при мусульманском кладбище (оно было расположено впритык к Перовому православному).
В 1912 году в Одессе проживало 500 тысяч человек. Легко подсчитать, что на каждые пять человек в городе было больше одной православной церкви. Не считая перечисленных выше храмов других конфессий, а их было еще десять.

Кусочек бога на душу населения
После Октябрьской революции, когда оказалось, что бога нет, а религия – опиум для народа, за души населения пошла кровопролитная борьба. В результате, как известно, победили большевики, а так и не убежденные атеистической пропагандой многочисленные прихожане одесских храмов погоревали и стали жить дальше. На их глазах разрушили половину церквей города. Главный удар пришелся именно по тем храмам, которые обладали наибольшей вместимостью. Взорвали Кафедральный собор, Покровскую, Сретенскую, Петропавловскую, Архангело-Михайловскую церковь. Снесли Военную церковь на Фонтане. 
На Молдаванке (которая, по мнению советских идеологов, была оплотом бандитизма и темноты) не осталось ни одной церкви.
До 1941 года каким-то чудом проработали пять инославных церквей, а после войны (с учетом бомбежек) в Одессе остались одна римско-католическая церковь (на Гаванной), одна синагога (на Пересыпи), мужской монастырь и пять православных церквей. Не уничтоженные революционным энтузиазмом и немецкими бомбами церкви превращали в склады, спортивные залы, магазины и вузы. 
Итого на душу населения, которое к началу 1950-х годов составляло 600 тысяч человек, пришлось 0,0013 храма.

Новая культовая волна

О том, что оно верит в бога, население вспомнило в конце 1980-х. По мере ослабления власти советской стала крепнуть власть духовная. В начале 90-х стало модно ходить церковь. Первые лица вновь созданных Украины, России и Белоруссии появлялись в храмах по большим религиозным праздникам, и, что особенно интересно – начали молиться и креститься. 
А в городах появилось не менее модное поветрие – восстанавливать церкви. Проще всего было с теми культовыми зданиями, которые утратили былое функциональное назначение. И постепенно общественные и производственные здания претерпели метаморфозу: детская спортивная школа на Екатерининской, 33 стала римско-католическим собором Успения Пресвятой богородицы, городской кукольный театр – Евангельской пресветорианской церковью Украины, склад городского холодильника – церковью Григория Богослова; мебельный магазин – храмом иконы Казанской божьей матери.
Но верхом общенародного покаяния стало восстановление главного храма Одессы – Свято-Успенского кафедрального собора. На это потребовалось почти десять лет. Его торжественно освятили в июле этого года. А чуть раньше, в начале апреля, была открыта другая религиозная святыня, в восстановление которой уже никто не верил – одесская кирха – лютеранская церковь св. Павла. 
Не менее активным стало строительство новых церквей. Самую первую в городе построила армянская община. Армянская церковь Св. Григория появилась на Гагаринском плато в 1993 году. Правда, спустя 15 лет вокруг нее построили гигантский жилой дом, и церковь оказалась в его дворе, но это, как теперь говорят строители, «коньюнктура рынка». На Фонтанской дороге выросла церковь Святой Татьяны Великомученицы – покровительницы студентов - своеобразная визитная карточка Юридической академии.
В конце 90-х в городе возникли две церкви сектантских направлений – 1-я церковь Евангельских христиан-баптистов на ул. Картамышевской и Новоапостольская церковь на Балковской. Свободу вероисповеданий в Одессе не остановить – церкви самых различных толкований и ответвлений появляются во всех уголках города.

Что мы потеряли?
Определенных успехов за два десятилетия Одессе удалось достичь: сегодня в городе работают 30 православных церквей, семь католических и протестантских и две синагоги. И это, судя по тенденции – не предел.
Но вряд ли когда-нибудь будет восстановлена уникальная Михайловская церковь на Маразлиевской  (уменьшенная копия Казанского собора в Петербурге) - на ее месте и из ее камней построены дома работников НКВД. На площадке, оставленной после католического собора на Балковской, также вырос многоэтажный жилой дом. Возможно еще восстановление Мещанской церкви на стыке Старопортофранковской и Тираспольской улиц, но вряд ли вернется на свое место главная церковь Молдаванки – Петропавловская. На территории бывшей церкви, ограниченной улицами Серова и Мечникова, находятся школа и детский сад. Не выгонять же детишек?
Покидает этот мир поколение, что тихо плакало над разрушенными храмами. В какие здания пустим бога мы – вопрос открытый.

Людмила Бойко


Источник: http://a-portal.com.ua
Категория: История Оодессы | Добавил: Roger (24.06.2011)
Просмотров: 1777 | Теги: Одесса, история, Архитектура | Рейтинг: 0.0/0

Детальную информацию и консультацию можно получить по тел. (063) 379-1363
Мы можем оценить ВСЁ!

 
Copyright vitis-ocenka © 2008 - 2024
 
http://bibiggon.com/

оценка программ,оценка стоимости программ, оценка стоимости по,оценка стоимости сайта, оценка эффективности, методы оценки, оценка предприятия, оценка 2010, критерии оценки, оценка качества, оценка стоимости, оценка деятельности, финансовая оценка, экономическая оценка, оценка рисков, оценка риска, система оценки, оценка проекта, оценка недвижимости, оценка, vitis-ocenka, vitis-ocenka vinifera, виноград vitis-ocenka, vaccinium vitis-ocenka idaea, blanco vitis-ocenka,