Два десятилетия назад началось активное восстановление утраченных религиозных зданий. За это время нынешние одесситы, предки которых сносили одесские храмы, отреставрировали и построили заново более двух десятков культовых домов.
Религиозный город В Путеводителе по Одессе издания 1912 года опубликована информация о 22-х православных храмах. Кроме того, в городе работали 32 домовые церкви, два монастыря – мужской и женский - и три подворья. Среди одесского населения (третьего по численности в Российской империи) было 250 тысяч христиан. На паству приходилось 62 приходских, домовых и предместных церквей (исключая военные). Из них православных – 54. Вместимость этих церквей была разнообразна. Кафедральный собор был (и остается) самым крупным на территории бывшей Российской империи – в начале 20 века в нем помещалось 12 тысяч прихожан. Успенская церковь вмещала 6 тысяч человек, церковь Епархиального дома с притвором – 5 тысяч. Покровская (на Александровском проспекте), Сретенская (на Новом базаре), Свято-Троицкая, Петропавловская (на Внешней улице), Архангело-Михайловская (на Маразлиевской), Пантелеймоновская – около 4 тысяч каждая, остальные церкви – от двухсот и двух тысяч. «Храмы, таким образом, - написано в Путеводителе, - могут вместить около 110 тысяч человек. Военный собор вмещает 1200 человек». Кроме того, в 1912 году в Одессе было шесть католических и протестантских храмов, восемь синагог, одна караимская кенасса и магометанская молельня при мусульманском кладбище (оно было расположено впритык к Перовому православному). В 1912 году в Одессе проживало 500 тысяч человек. Легко подсчитать, что на каждые пять человек в городе было больше одной православной церкви. Не считая перечисленных выше храмов других конфессий, а их было еще десять.
Кусочек бога на душу населения После Октябрьской революции, когда оказалось, что бога нет, а религия – опиум для народа, за души населения пошла кровопролитная борьба. В результате, как известно, победили большевики, а так и не убежденные атеистической пропагандой многочисленные прихожане одесских храмов погоревали и стали жить дальше. На их глазах разрушили половину церквей города. Главный удар пришелся именно по тем храмам, которые обладали наибольшей вместимостью. Взорвали Кафедральный собор, Покровскую, Сретенскую, Петропавловскую, Архангело-Михайловскую церковь. Снесли Военную церковь на Фонтане. На Молдаванке (которая, по мнению советских идеологов, была оплотом бандитизма и темноты) не осталось ни одной церкви. До 1941 года каким-то чудом проработали пять инославных церквей, а после войны (с учетом бомбежек) в Одессе остались одна римско-католическая церковь (на Гаванной), одна синагога (на Пересыпи), мужской монастырь и пять православных церквей. Не уничтоженные революционным энтузиазмом и немецкими бомбами церкви превращали в склады, спортивные залы, магазины и вузы. Итого на душу населения, которое к началу 1950-х годов составляло 600 тысяч человек, пришлось 0,0013 храма. Новая культовая волна О том, что оно верит в бога, население вспомнило в конце 1980-х. По мере ослабления власти советской стала крепнуть власть духовная. В начале 90-х стало модно ходить церковь. Первые лица вновь созданных Украины, России и Белоруссии появлялись в храмах по большим религиозным праздникам, и, что особенно интересно – начали молиться и креститься. А в городах появилось не менее модное поветрие – восстанавливать церкви. Проще всего было с теми культовыми зданиями, которые утратили былое функциональное назначение. И постепенно общественные и производственные здания претерпели метаморфозу: детская спортивная школа на Екатерининской, 33 стала римско-католическим собором Успения Пресвятой богородицы, городской кукольный театр – Евангельской пресветорианской церковью Украины, склад городского холодильника – церковью Григория Богослова; мебельный магазин – храмом иконы Казанской божьей матери. Но верхом общенародного покаяния стало восстановление главного храма Одессы – Свято-Успенского кафедрального собора. На это потребовалось почти десять лет. Его торжественно освятили в июле этого года. А чуть раньше, в начале апреля, была открыта другая религиозная святыня, в восстановление которой уже никто не верил – одесская кирха – лютеранская церковь св. Павла. Не менее активным стало строительство новых церквей. Самую первую в городе построила армянская община. Армянская церковь Св. Григория появилась на Гагаринском плато в 1993 году. Правда, спустя 15 лет вокруг нее построили гигантский жилой дом, и церковь оказалась в его дворе, но это, как теперь говорят строители, «коньюнктура рынка». На Фонтанской дороге выросла церковь Святой Татьяны Великомученицы – покровительницы студентов - своеобразная визитная карточка Юридической академии. В конце 90-х в городе возникли две церкви сектантских направлений – 1-я церковь Евангельских христиан-баптистов на ул. Картамышевской и Новоапостольская церковь на Балковской. Свободу вероисповеданий в Одессе не остановить – церкви самых различных толкований и ответвлений появляются во всех уголках города.
Что мы потеряли? Определенных успехов за два десятилетия Одессе удалось достичь: сегодня в городе работают 30 православных церквей, семь католических и протестантских и две синагоги. И это, судя по тенденции – не предел. Но вряд ли когда-нибудь будет восстановлена уникальная Михайловская церковь на Маразлиевской (уменьшенная копия Казанского собора в Петербурге) - на ее месте и из ее камней построены дома работников НКВД. На площадке, оставленной после католического собора на Балковской, также вырос многоэтажный жилой дом. Возможно еще восстановление Мещанской церкви на стыке Старопортофранковской и Тираспольской улиц, но вряд ли вернется на свое место главная церковь Молдаванки – Петропавловская. На территории бывшей церкви, ограниченной улицами Серова и Мечникова, находятся школа и детский сад. Не выгонять же детишек? Покидает этот мир поколение, что тихо плакало над разрушенными храмами. В какие здания пустим бога мы – вопрос открытый. Людмила Бойко