Главная » 2010»Июнь»21 » Налоговый кодекс: бедные заплатят за богатых, а богатые – помогут бюджету
16:38
Налоговый кодекс: бедные заплатят за богатых, а богатые – помогут бюджету
Проект нового Налогового кодекса, принятый на заседании Камина 9 июня 2010 года, вызывает массу споров и толкований. При этом полный его текст был доступен лишь рабочей группе и членам Кабмина, поскольку, несмотря на заявления правительства, в парламенте он был зарегистрирован лишь вечером 15 июня под номером 6509. Но что же в этом проекте, действительно, хорошо, а что невероятно плохо? Анализировал портал «Политика и деньги».
Тайна за семью печатями
Несмотря на такую «таинственность», многие положения Налогового кодекса активно обговариваются как в экспертной среде, так и в СМИ. Анализ же доступной информации свидетельствует: проект задевает интересы всех слоев отечественных предпринимателей – от физических лиц, субъектов предпринимательской деятельности до олигархов.
Он уже вызвал достаточно негативную реакцию у наиболее многочисленной организации работодателей – Федерации работодателей Украины (ФРУ), отстаивающей интересы отечественных предпринимателей. По словам народного депутата Ксении Ляпиной, сейчас Украина занимает 181 место среди 183 стран мира по показателям условий уплаты налогов (Согласно рейтингу Всемирного банка и IFC), а после принятия налогового кодекса, предложенного правительством, опустится еще на два пункта, т.е. до 183-го.
… а работодатели – против! Выступая 15 июня на пресс-конференции, посвященной обсуждению проекта Налогового кодекса, заместитель руководителя ФРУ, руководитель рабочей группы по подготовке Налогового кодекса Владимир Цибульский озвучил основные причины недовольства.
Во-первых, катастрофически несправедливая разница в правах налоговой, как контролирующего органа, и налогоплательщиков. «В проекте предусмотрены 22 статьи, где в 70 пунктах прописана ответственность предпринимателей, и только 1 статья, которая предусматривает ответственность государства», - отмечает В.Цибульский.
Во-вторых, проект жестко закрепляет норму, согласно которой приобретаемые бизнесменами товары и услуги, если они куплены у субъекта предпринимательской деятельности, использующего упрощенную систему отчетности и налогообложения – не могут быть отнесены к категории валовых расходов и включены в себестоимость готовой продукции.
Такая норма, по словам заместителя главы ФРУ, приведет к повышению цен на товары отечественного производства и существенно снизит их конкурентоспособность как на внутреннем, так и на внешнем рынках.
В-третьих, отмечает В.Цибульский, некорректно выписана система штрафных санкций при нарушении налогового законодательства. За одно и тоже нарушение существует несколько видов взысканий, причем накладываемых на предпринимателя одновременно. Штрафы, указанные в действующем Законе № 2181, выписанные профессионально и учитывают интересы, как государства, так и налогоплательщиков.
За почти 10 лет действия данного Закона в ст.16 «Пеня» и в ст.17. «Штрафные санкции (штрафы)» были внесены лишь два изменения, и вот теперь – отлаженная система разрушается в ущерб достаточно туманным перспективам борьбы с «неплательщиками налогов». «Разрушается баланс интересов власти и бизнеса», – говорит эксперт.
Бери шинель – идем на биржу труда Больше всего пострадают в случае принятия действующей на данный момент редакции проекта частные – мелкие и средние предприниматели. Физические лица, субъекты предпринимательской деятельности лишатся возможности работать в достаточно большом количестве отраслей.
Согласно проекту Налогового кодекса, упрощенная система налогообложения не распространяется на предпринимателей – физических лиц, которые осуществляют аудиторскую, рекламную, бухгалтерскую, адвокатскую деятельность, деятельность в сфере права, инжиниринга, осуществляют консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления, ведут вспомогательную деятельность в сфере государственного управления, оказывают посреднические услуги по покупке, продаже, аренде и оцениванию недвижимого имущества.
Удивительно, но риэлторская деятельность и услуги программистов почему-то оказались на одном уровне по «высокодоходности», по мнению авторов проекта. Напомним, что будучи президентом, Виктор Ющенко также начинал свою деятельность на должности главы государства с борьбы с малым бизнесом. Особенно ему не нравились юристы, аудиторы и программисты, которым в 2005 году уже один раз было отказано в возможности стать «упрощенцами». Часть из них – так и не вернулась в легальный бизнес, часть – стала трудовыми мигрантами. Приходится признать: история – повторяется и ничему не учит.
Леонид Рубаненко, президент Союза налоговых консультантов Украины, считает, что запрещение отдельных видов деятельности для предпринимателей, которые пользуются упрощенной системой учета и налогообложения, является несправедливым. Те виды деятельности, которые не запрещены, не чем существенно не лучше тех, которые запрещены. Сегодня этой системой пользуются почти 2 млн налогоплательщиков.
Планируемое же усложнение налоговой отчетности, введение дополнительных форм и видов документов, требования о ведении «первичной отчетности» вкупе с повышением ставки единого налога и отдельными от него отчислениями в Пенсионный фонд и иные социальные фонды заставит часть предпринимателей с небольшими оборотами уйти в тень, со средними – ликвидировать бизнес и пополнить армию безработных, с высокими – продать свой бизнес более крупным компаниям. Все это лишь уменьшит поступления в бюджеты всех уровней и увеличит нагрузку на Фонд социального страхования на случай безработицы.
Усложнение упрощений Предприятия, работающее на системе «единого налога» со ставками 6 % и 10 %, также войдут в число пострадавших от введения в действие нового Налогового кодекса в существующей редакции. Особенно сильно это ударит по тем, кто сейчас платит 10 % единого налога. Согласно комментариям заместителя главы Минфина Татьяны Ефименко, налоговая нагрузка будет уменьшена, а суть уменьшения заключена в постепенном уменьшении ставки НДС для местных бюджетов.
«Мы предусматриваем для предпринимателей, которые сегодня облагаются по единому налогу, чтобы они имели льготный предел. То есть если их годовой объем 300 тыс. грн, то ставка налогообложения является нулевой, затем – от 300 до 500 тыс. грн – ставка на общих условиях», - пояснила Ефименко.
Говоря о юридических лицах, для которых в настоящее время ставка составляет 10 % и 6% - для плательщиков НДС, по словам Ефименко, вводится единая ставка 6%. «То есть ставка снижается. Таким образом, юридические лица - плательщики единого налога должны иметь дополнительный финансовый ресурс для развития», - уточнила замглавы Минфина.
По словам чиновницы, вместе с тем у юрлиц будет льготный уровень для налогообложения: «Если у них годовой уровень составит 100 тыс. грн, они освобождаются от налогообложения, если предел их годового объема работ поднимается с 1 до 2 млн грн, то и сумма налога увеличивается», - подчеркнула Ефименко.
Оптимизм замглавы Минфина категорически не разделяет президент Союза налоговых консультантов Украины Леонид Рубаненко. По его словам, нагрузка не только не будет уменьшена, а существенно возрастет. Возрастет она потому, что в единую унифицированную ставку налога с оборота в 6 % не войдут отчисления в Пенсионный фонд и другие Фонды социального страхования.
Они будут выплачиваться предпринимателями отдельно. Таким образом, суммарная налоговая нагрузка составит почти 12 % от оборота. Следовательно, для тех, кто сейчас платит 6 % + НДС – налоговая нагрузка увеличится в 2 раза! До 12 % с оборота + НДС. А те, кто сейчас платит 10% без НДС, пострадают еще сильнее, так как будут платить также 12 % + НДС. То есть, благодаря нововведениям, упрощенная система не только усложняется, но и существенно увеличивает налоговую нагрузку на предпринимателей, делая их бизнес нерентабельным и вынуждая или уходить в тень или закрывать предприятия, увольняя сотрудников.
Ложка меда в бочке дегтя? Нельзя не отметить и несколько позитивных моментов, которые предлагаются Проектом. Достаточно революционным шагом является то, что Кабмином была взята на себя политическая ответственность за сближение налогового учета с бухгалтерским.
Проектом, подготовленным Кабмином, планируется уменьшить количество общенациональных налогов с 29 до 17, а также отменить 10 местных налогов и сборов. Правительством предусмотрено поэтапное снижение налога на прибыль предприятий, с 25 % до 20 % в следующем году, а также до 17 % в 2014 г. При этом почему-то упускается из виду несколько фактов. «Упраздняемые» налоги и сборы или не собираются сейчас или их расходы на их администрирование больше, чем поступлений от этих самых собираемых налогов. Так что, в этом вопросе правительство просто убирает лишние расходные статьи бюджета.
Относительно снижения налога на прибыль, ситуация еще более неоднозначна. Неоднозначность ее заключается в том, что ставка общегосударственного налога на прибыль будет 20%, а вот еще 5% распределятся областными и городскими/сельскими советами народных депутатов. При этом областной совет получает право устанавливать налог на прибыль в размере до 2%, а городской/сельский совет – до 3%. Собранные таким образом средства пойдут в местный бюджет. Однако, есть большие опасения на счет того, что такая схема позволит уменьшить фискальную нагрузку на предпринимателей.
Продолжение следует… Процесс работы над проектом нового Налогового кодекса продолжается. Окончательной редакции пока еще нет. Какой вид будет иметь документ, который в следующий вторник, 22 июня, вынесен на голосование в Верховной Раде сказать сложно. Очевидно, он будет отличаться от принятой 9 июня редакции, но какие изменения будут внесены, какие и чьи поправки учтены – прогнозировать практически нереально, очень мало времени осталось для редактирования и согласования документа.
Возможно, именно этот факт вынудил Алексея Мирошниченко, главу Общего представительского органа со стороны работодателей на национальном уровне (далее – ОПО), обратиться к вице-премьер-министру Украины Сергею Тигипко с открытым письмом, в котором выражена позиция большинства организаций работодателей Украины.
В письме ОПО выражена обеспокоенность тем фактом, что в правительственную редакцию налогового кодекса не ввели предложения ОПО и надеется на то, что мнение работодателей будет все же учтено в процессе подготовке окончательной редакции проекта. Хотя внести правки в уже зарегистрированный в парламенте документ можно будет разве что через профильный Комитет Верховной Рады – Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики.
На нет и суда нет. Пока нет. Выступая в 15 июня в эфире 5 канала нардеп Анатолий Кинах заявил, что в существующей редакции проект Налогового кодекса принят не будет, он лишь является программным документом для согласования позиций всех заинтересованных лиц и будет дорабатываться с учетом замечаний и предложений.
Ну, что ж, как говорится, поживем – увидим. Но уже сейчас смущает скорость, с которой будут рассматриваться вносимые поправки, ведь после провала во вторник, 15 июня, голосования по проекту Налогового кодекса, поданного народным депутатом Катеринчуком, Парламент принял решение рассмотреть проект, подготовленный правительством – через неделю, 22 июня.
Отметим, что только ФРУ подготовила порядка 150 поправок. Но их просто некуда уже вносить. Очевидно, при голосовании может повториться ситуация, которая была при принятии Бюджета на 2010 год. Поправки будут приниматься с голоса, полный текст документа депутатами вряд ли будет полностью проработан, так как даже прочитать 523 страницы Проекта и оценить все имеющиеся там новшества – весьма непросто.
Заметим, что представленный на сайте парламента Проект представляет собой документ, сверстанный в формате режима текущего редактирования, что наводит на мысль о возможности внесения в него правок прямо чуть ли не в режиме он-лайн.
Скорость, с которой Кабмин рассчитывает принять новый Налоговый кодекс, говорит о том, что не стоит ожидать достижения баланса интересов. А значит, в скором времени, мы станем свидетелями новых баталий в парламенте, посвященным теперь уже вносимым изменениям в Налоговый кодекс.