Как организовывая копеечные курсы с нуля создать бизнес стоимостью $100 тыс
07.06.2010, 13:35
Одно занятие – одно практическое знание: таков принцип однодневных экспресс-курсов.
Орест сидел в центре пустого учебного класса за стареньким письменным столом, раскачиваясь на стуле. Одной рукой он с помощью печенья выковыривал сливочное масло из бумажной пачки, другая рука бегала по клавишам ноутбука.
— Печенья хотите? – предложил он.
За вторым столом сидел длинноволосый мужчина лет тридцати. Он вслух зачитывал со своего компьютера цены на гостиничные номера и авиарейсы. Оказалось, Орест Билоус со своим коллегой Евгением Ихельзоном планируют поездку по Западной Европе для какого-то знакомого.
— Как думаете, в Милане есть чем заняться целых два дня, или хватит одного? – спрашивают они у меня.
Мне оставалось только пожать плечами:
— Я никогда не был в Милане – для меня это слишком дорого. — Это иллюзии! Можно всего за EUR100 такую поездку организовать, если ехать без турфирмы.
О том, как самому поехать в Европу Орест Билоус читает лекции: его курсы «Кругозор» начинались именно с тренинга на эту тему почти год назад. Впрочем, организация не ограничивается только уроками о путешествиях. Заплатив 50-150 грн посетители за один вечер смогут научиться делать витражи, украшения из шерсти, зарабатывать на своем блоге или смешивать коктейли. Массаж, медитация, дизайн, тайм-менеджмент, торговля акциями, колыбельные и фотография, – обо всем этом есть лекции в «Кругозоре». Главный принцип: одно занятие – одно практическое знание. Экономить на всем
— Я привез идею таких курсов из Лондона. Там это целое движение, которое существует не первый десяток лет. В Украине, как ни странно, эта ниша пустовала, и продолжает пустовать, — рассказывает Орест.
Мне вспомнился однодневный тренинг, который я посещал пару лет назад по заданию редакции. Консалтинговая компания арендовала зал в пятизвездочном отеле, входной билет стоил больше тысячи гривен. Мероприятие выглядело довольно торжественно: все посетители прибыли в пиджаках и галстуках, чтобы послушать специально прибывшего из России спикера. Лекция оказалась довольно содержательной, но очень уж дорого стоила.
— Когда человек приходит на такой тренинг, он платит 500 грн только за аренду дорогого помещения, - критикует коллег Орест.
Его организация все ненужные траты исключила, сделав курсы максимально дешевыми: минимум рекламы, дешевый зал для занятий, минимальная (не больше 10%) наценка, которую получат курсы. В качестве лекторов выступают не заграничные гуру, а местные специалисты в своей области, которые пару раз в месяц готовы поделиться своим опытом со слушателями. К слову, среди докладчиков «Кругозора», я совершенно неожиданно обнаружил четырех своих знакомых — никто из них не профессионал в сфере образования.
— Я познакомилась с Орестом в интернете через livejournal. Я много ездила по Скандинавским странам, выкладывала фотографии в личном блоге. Ему понравилось, он предложил мне читать лекции, — говорит преподаватель «Кругозора» Тамара Марценюк. Девушка работает в отделе международного сотрудничества Киево-Могилянской Академии – помогает студентам поехать на обучение заграницу. На эту же тему она читает лекции, которые пользуются огромной популярностью (часто ее приходит послушать больше сотни людей).
Молодая мама Анастасия Мельниченко – студентка-историк и участница этнографического ансамбля. В «Кругозоре» она в качестве преподавателя реализовывает свою давнюю мечту: учить родителей петь народные песни для своих детей, особенно колыбельные, о которых она может рассказывать часами. Трехчасовой курс путешественника и журналиста Павла Сивоконя предельно практичен: как правильно собрать рюкзак в горный поход. «Я просто рассказываю о личном опыте, тут ничего сложного», — говорит он.
Главное — количество
Свой бизнес Орест сравнивает с большим супермаркетом: самые разношерстные посетители и минимальная наценка на продаже каждого товара. Заработок супермаркет получает на большем, чем в обычном магазине количестве проданных товаров. Это выгодно и клиенту и продавцу. Поэтому сейчас у «Кругозора» больше 200 различных курсов, к следующему году планируется открыть более 700 (для сравнения на аналогичных курсах в Лондоне - больше 2000 курсов). Основные статьи расхода – зарплата преподавателю (как правило, это 300-500 грн за лекцию), покупка необходимого инвентаря для занятий, аренда помещения. Впрочем, не все так просто: Орест признался, что получает доход не только от продажи входных билетов на курсы, но и на скрытой рекламе. Сейчас это 20-40% месячного дохода «Кругозора», однако предприниматель за год хочет получать от рекламы больше 50%.
Где именно «спрятана» реклама Орест Билоус тщательно скрывает – боится, что узнают конкуренты.
— Естественно у нас нет прямой рекламы, и нет традиционного product placement, — убеждает предприниматель.
Один из примеров рекламы все же попался мне на глаза. Я слушал курс о торговле акциями (подробнее см. «Проверено на себе»), и на видео-слайдах лектора был логотип компании, в которой он работает. После занятия всем слушателям раздали компакт-диски с презентацией этой же компании. Впрочем, стоит признать, что лекция была действительно полезной, никакой рекламной слащавости и навязывания услуг.
Кроме супермаркета бизнес-модель «Кругозора» напоминает еще и модель журнала. Клиенту (читателю/слушателю курсов) предлагается продукт, цена которого ниже себестоимости, зато все потери с лихвой восполняются за счет рекламодателей. Похоже на журнальное и тематическое наполнение «Кругозора»: один короткий курс – как одна статья, максимально полезная читателю. Тематика должна быть интересна максимальному количеству людей. Свой «тираж» предприниматель оценивает в 8-10 тыс. посетителей в месяц.
Выбор журнальной модели неслучаен: до того, как начать свое дело, Орест Билоус был заместителем директора крупного издательского дома (сеть региональных деловых журналов). Основную работу он бросил в начале кризиса: рекламные поступления в СМИ резко упали, и начались проблемы. К слову, теперь предприниматель активно использует свои деловые связи в регионах: он планирует организовать отделения своих курсов во всех крупных городах, в этом году он собирается покорить Донецк и Луцк.
— Нет ли здесь противоречия? – засомневался я. — Разуверившись в рекламных поступлениях, Орест Билоус организовывает свой бизнес, часть дохода которого получается опять же от рекламы.
— Тут все дело в дешевизне и новизне нашего продукта, — объясняет он, — с кризисом платежеспособность населения сильно упала, а цены у Кругозора вполне посильны даже студентам (как правило, это 50-100 грн за курс). Прошлым летом, входной билет вообще стоил 9 грн.
Образовательную новинку начали активно обсуждать блоггеры, а за ними центральные телеканалы и печатные СМИ. Поначалу никто не мог понять, почему такая низкая цена. Предприниматель жалеет, что телевизионщики нашли его слишком рано.
— Жаль, что популярность к нам пришла тогда, когда у нас проходило всего 5 курсов. Многие потенциальные клиенты натыкались на нас в интернете, но не находили для себя интересных тем и теряли к нам интерес.
Если бы Орест начинал свое дело сейчас, то перед стартом сделал бы в десять раз больше курсов. Еще одна проблема курсов: сильные морозы и новогодние праздники, в эти периоды посещаемость «Кругозира» падает почти до нуля.
Сколько денег понадобилось для старта бизнеса Орест скрывает, но это была небольшая сумма, для раскрутки вполне хватило личных сбережений. В первую очередь пришлось потратиться на закупку инвентаря и на гонорары преподавателям. При старте «Кругозор» демпинговал, продавая курсы по 9-29 грн, работал себе в убыток. Впрочем, уже за несколько месяцев бизнесмен вышел в ноль и сейчас работает с прибылью. По оценкам Контрактов, общий доход курсов сегодня составляет около 140 тыс. грн, при этом 90 тыс. грн зарабатывается на продаже входных билетов, остальное - на скрытой рекламе. На выплаты зарплат штатным сотрудникам идет около 30-40 тыс. грн, столько же на гонорары преподавателям. С учетом всех налогов, аренды помещения и других побочных трат чистая прибыль «Кругозора» может составлять 10-20 тыс. грн. в месяц. Впрочем, эта цифра очень приблизительна, ведь каждый месяц число курсов растет, и структура доходов и расходов сильно меняется. Проверено на себе
Журналист Контрактов посетил курс «Кругозора» по торговле акциями.
Я выбрал курс «Торговля ценными бумагами: с чего начать и как заработать» — знакомая и интересная мне тема. Низкая цена (всего 49 грн.) меня окончательно убедили: после работы направляюсь на тренинг.
Лекция проходила на Подоле в жилом доме возле метро. Никаких вывесок, ни на улице, ни возле самой двери, только маленькая табличка «Кругозор» над дверным звонком. В небольшом зале в три ряда стояли стулья, в качестве кафедры для лектора был приспособлен старенький письменный стол, а сбоку стоял такой же старенький шкаф. Прямо на ступеньках у входа сидела девушка-менеджер, и продавала входные билеты.
Зал был заполнен на 100%. Собралось больше 30 человек, – в основном молодые люди лет 20-30. Я не предполагал, что будет аншлаг, ведь лекции на эту тему в Киеве можно послушать почти каждый день, причем совершенно бесплатно. Их проводят инвесткомпании, рекламируя свои услуги по посредничеству в торговле акциями.
Лекцию должен был читать худощавый юноша со странноватой прической – трейдер-практик. Какое-то время он старательно устанавливал проектор, и подключал ноутбук. Тем временем, слушатели молча теребили в руках приготовленные для записей листы бумаги или блокноты. Наконец, лекция началась.
Психология работы биржевого трейдера заключается…
Нужно знать момент, когда выходить из позиции…
Когда фри-флоат акций больше… Преимущество технического анализа в его эффективности на коротких позициях…
Зал послушно внимал, однако было заметно, что многие не до конца понимают, о чем идет речь и слегка нервничают. Среди зрителей выделялся мужчина в сером костюме во втором ряду, по виду напоминающий частного предпринимателя. Он фривольно раскинулся на стуле, закинув ногу за ногу. Свое непонимание он тщательно скрывал, однако его выдавали резкие, раскованные движения.
Технический анализ основан на психологии трейдеров… Фундаментальный анализ дает оценку реальной капитализации эмитента…
В воздухе уже нарастало напряжение, а трейдер зашел на очередной вираж: Модель дисконтированных потоков легко построить самому, так сказать в домашних условиях…
Предприниматель не выдержал первым:
— Скажите, ну вот вы говорите, «выйти из позиции», а что это означает? — осторожно спросил он.
Пока трейдер объяснял, что это значит, зал буквально прорвало, вопросы, полились рекой.
— Что такое индекс фондовой биржи?
— Вы нарисовали линию на графике, а почему именно так?
— Что будет с купленными акциями при ликвидации эмитента?
— Чем занимаются аналитики и где они работают?
Эти вопросы явно сбивали трейдера с намеченного плана, однако аудитория не унималась, и продолжала с новой силой задавать все накопившееся за час. На этом первая часть закончилась, был объявлен перерыв. Посетители обступили лектора, усердно расспрашивая его.
Продолжила занятие коллега первого докладчика, а я немного утомившись, вышел из класса. Трейдер стоял у входа и со стороны наблюдал за продолжающейся лекцией. Мы разговорились: я начал засыпать вопросами о фондовом рынке, он охотно отвечал. Юноша увлеченно рисовал в воздухе графики, таблицы, фигуры технического анализа, резким движением правой руки покупал или продавал. Несмотря на то, что все термины в его рассказе мне были понятны, пару раз я ловил себя на мысли, что не понимаю о чем, собственно, идет речь. В какой-то момент нашего разговора, мне показалось, что он чувствует все эти графики скорее не умом, а всем телом, мысленно колеблется в такт рыночным котировкам.
Наш диалог продолжался больше часа, занятие к этому времени уже закончилось. Зрители постепенно начали покидать аудиторию, благодарно кивая трейдеру: «Спасибо за лекцию!». Последней вышла его коллега, и я заметил, что уже почти полночь. Как ни странно, лекция оказалась очень полезной.