Все больше фермеров в Украине выращивают экзотических животных. Этому способствуют готовность потребителя пробовать новые виды продукции и запрет на меховое производство в европейских странах.
Украинские фермеры, устав от бесконечных непредсказуемых инициатив правительства по поддержке аграрного сектора, полагаясь на собственную смекалку и заграничных партнеров, начинают осваивать разведение необычных животных. Созданы предприятия по выращиванию красной рыбы, пушного зверя, оленей, виноградных улиток, мидий и даже почвенных червей. В то же время, в отличие от западных коллег, отечественные аграрии вынуждены во многом искать оригинальные пути для сбыта своей продукции. Экзотическую еду предпочитают не так много соотечественников, а европейские и азиатские производители одежды из кожи и меха закупают сырье в теплых странах из-за его меньшей стоимости. Тем не менее в случае налаживания контактов с западными переработчиками рентабельность необычной фермы может достигать заоблачных 300%. Зубастые подарки
Украинские животноводы зачастую предлагают свою продукцию как оригинальный подарок бизнес-партнеру. К примеру, именно на презенты уважаемым людям покупают крокодилов у харьковского ветеринара Карины Жемчужной. По подсчетам бизнес-леди, в Украине обитает более одной тысячи крокодилов, а разведением рептилий занимаются около десятка небольших ферм. «За годы своей деятельности мы реализовали более одной сотни кайманов. Ими интересуются фотографы, их приобретают для выставок и дома. Но большинство крокодилов были куплены как статусный корпоративный подарок для топ-менеджера», — рассказывает Карина Жемчужная. Цена маленькой рептилии (20–30 см) стартует от $150. Следует отметить, что в столице аналогичный товар стоит $250–600.
Как и некоторые западные коллеги, с помощью разведения рептилий госпожа Жемчужная решила вопрос с утилизацией отходов собственной птицефермы — основная их масса идет на корм крокодилам. Основная часть расходов (3,5–4 тыс. грн в месяц) приходится на отопление вольера. «Не секрет, что иностранные крокодильи фермы приносят доход, прежде всего за счет продажи шкур. Однако для меня данный вид бизнеса не приемлем по этическим соображениям», — делится г-жа Жемчужная.
По подсчетам эксперта, для организации крокодильей фермы нужна готовая кормовая база и минимум $50 тыс. — в такую сумму обойдется приобретение десятка особей и обустройство помещения с бассейном. Для дальнейшего развития предприятия потребуется не менее 10 лет. Мировой опыт свидетельствует, что для рентабельной работы необходимо наличие колонии в 900–1000 особей. В Украине на такое еще никто не решился. Около десятка небольших крокодильих ферм в нашей стране ориентировано на продажу рептилий как экзотических животных. Однако организация даже небольшого предприятия могла бы стать приманкой для туристов, по крайней мере, менее экзотичные для украинцев страусиные фермы включены уже во многие туристические маршруты. И грянул кризис
В начале 2000-х гг. СМИ Украины сообщали, что очередной бизнесмен, соблазнившись заоблачными ценами на улиток во Франции, решился наладить выращивание брюхоногих. Однако попытки организации полноценной улиточной фермы в Украине пока не увенчались успехом.
Киевский предприниматель Константин Федченко вместе с партнерами попробовал обустроить производство моллюсков в Крыму. «Никто из нас не занимался разведением улиток, поэтому до многого пришлось доходить путем проб и ошибок. Однако главная проблема — отсутствие полноценного спроса на виноградную улитку в самой Украине. Немногочисленные рестораны, занимающиеся ее приготовлением, предлагают весьма невысокие цены. Мы попробовали наладить контакты с западными компаниями, но начался кризис, и нам пришлось заморозить проект», — сетует Константин.
Предприниматель Александр Игнатьев из Ковеля предупреждает, что обойтись малыми капиталовложениями при основании улиточной фермы не получится: «По логике вещей, можно было бы начать с небольшого производства, постепенно разобраться в специфике бизнеса, затем увеличить обороты и попытаться выйти на европейский рынок. Однако наши сограждане, следуя национальным традициям, абсолютно не воспринимают улитку как еду. Поэтому на местный рынок полагаться нельзя, нужно сразу ориентироваться на Европу». По его подсчетам, при выходе на рынок Франции или Италии разведение улиток может приносить 150% рентабельности. Однако в таком случае на приобретение камер шоковой заморозки, контейнеров для перевозки продукции, другой необходимой техники может потребоваться EUR300–400 тыс. и более.
В свою очередь Константин Федченко считает, что попытать счастья с моллюсками в Украине можно, работая на 1–3 га, а лучше на 7 га земли, располагая капиталом не менее $10–15 тыс. Ориентация на европейский рынок, по мнению эксперта, предполагает увеличение указанных сумм в несколько десятков раз и возможную рентабельность в 300%. Предприниматель убежден, что расцвет улиточного бизнеса в Украине не за горами, об этом свидетельствует спрос на продукцию со стороны европейцев и успехи улитководов Восточной Европы. Мягкое золото
Вместе с тем многие украинцы предпочитают разводить более «отзывчивых» животных, чем крокодилы или улитки. К примеру, существует много предприятий, где выращивают шиншилл на мех, декоративную продажу и даже как ингредиент для экзотических ресторанов. Днепропетровский бизнесмен Николай Мигашко уточняет, что основа для разведения шиншиллового племени — взрослая семья, состоящая из одного самца и четырех самок, в Украине обойдется в сумму $900–1000. Интернет наполнен информацией о возможностях создания высокорентабельной шиншилловой фермы на основе одной-двух семей, но господин Мигашко считает, что выходить на рынок, имея менее 200 семей (800 особей), не разумно. Деньги, потраченные на покупку животных и обустройство фермы, можно вернуть через полтора-два года.
В целом разведение шиншилл в Украине — перспективный вид бизнеса. При наличии всей необходимой документации и больших объемов высококачественного меха возможны установление деловых контактов с западными партнерами и достижения рентабельности в 100%. «Алгоритм работы фермы очень прост: самки рожают в год 1–3 детенышей, из которых особи с изъянами меха или проблемным окрасом продаются в зоомагазины (одномесячный самец стоит 200–250 грн, самка — 250–300 грн). Остальных самок оставляют для племенной работы, а самцы в возрасте 7–9 месяцев отправляются на забой. В среднем на содержание особи от рождения до забоя уходит 80–100 грн. Высококачественная невыделанная шкурка зверька стоит $20–40, выделанная — $50–70. Мясо шиншилл охотно приобретает местный китайский ресторан — сотня забитых животных дает 20 кг диетического продукта», — рассказывает г-н Мигашко. Тем не менее, по словам эксперта, легким шиншилловый бизнес назвать никак нельзя — животные, разводимые на мех, требуют внимания по уходу и питанию. У неопытных фермеров на первых порах пропадает 20% и больше молодняка.
Один из экзотических видов бизнеса, развивающихся в Украине, — выращивание норки. В 2009 г., по информации директора компании «Агро-голд» Ивана Присяжнюка, на реализацию поступило около 400 тыс. шкурок украинской норки. Предприниматель из Одесской области Владимир Пруденко еще в конце 1990-х занялся разведением хорьков и норки в своем хозяйстве. «Я начинал этот бизнес с 21 самки и 3 самцов, но уже через год моя колония увеличилась до 120 особей. В среднем одна самка в год дает 5 детенышей, шкуры которых можно реализовать в Украине по цене 200–250 грн. Если мех качественный и в больших объемах, то можно попытаться выйти на западный пушной рынок — там за шкурку платят EUR35–50. Хотя, следует отметить, мех из постсоветских стран, как правило, проигрывает по качеству западным аналогам и оценивается на 30–40% ниже», — заявляет г-н Пруденко.
С учетом сокращения числа пушных ферм в Европе трудно переоценить перспективы развития промышленного разведения норки в Украине. Главная задача желающих заработать на мехе — создание высококачественного племени, шкурки которого смогут выдержать конкуренцию на внешних рынках