В зарубежных странах предприимчивые бизнесмены обустраивают места для пикников везде, где только можно — на фермах, в ботанических садах, тюрьмах, посреди автомобильных мостов и на балконах жилых домов.
Чтобы заинтересовать максимально большое количество потенциальных клиентов, зарубежные предприниматели стараются оборудовать места для пикников на любой вкус. К примеру, существуют площадки специально для детей, рыбаков и охотников, экологов и ученых… В то же время подавляющее большинство мест для отдыха на природе предназначено для проведения корпоративных мероприятий. Причем во многих случаях прибыль бизнесмены получают не от продажи входных билетов, а от торговли сопутствующими товарами и услугами — продуктами, напитками, инвентарем и т.д., предлагая их по цене, завышенной в три-четыре раза. Отдельная индустрия общепита
В Великобритании с началом весенне-летнего периода привычный five’o'clock преображается в обильную трапезу под открытым небом. Для почитателей пикников созданы специальные магазины, где продается всевозможный инвентарь, инструменты и аксессуары, также существуют интернет-сайты с адресами и описаниями оборудованных площадок. Известная газета The Guardian в начале каждого сезона составляет и публикует рейтинги лучших мест для пикников. Сейчас в этом перечне находятся три объекта. Первый — пляж возле городка Касвелл в Уэльсе. Местный предприниматель Джеффри Рейнольдс организовал там пикник-зону и центр виндсерфинга. «Всего за $30 у меня можно приобрести пикник-пакет, в который входит скатерть, посуда, корзина с продуктами и набор для барбекю», — утверждает Джеффри.
Дик Керрингтон гордится тем, что его ферма, расположенная вблизи замка Пикеринг, заняла второе место в Тор-3 известной британской газеты. Бизнесмен заманивает клиентов свежевыпеченным хлебом, домашним сыром, овощами и фруктами, марочным вино собственного изготовления. Ну а третью позицию удерживает ботанический сад в шотландском Эдинбурге. Владелец расположенной неподалеку индийской лавочки Селлапан Раманатан Шривастава продает типичный «восточный» набор для пикника: сендвичи с соусом карри, суп с чечевицей, кунжутный хлеб и пирожные.
Четырехзвездочная гостиница Storrs Hall Hotel, расположенная на берегу озера Вандермер, не входит ни в один из рейтингов, но считается самым дорогим местом для пикников в Соединенном Королевстве. «Наше меню поразит любого гурмана: повара отеля включили в пикниковую «корзинку» много деликатесов и лучшие вина. Фуа-гра, белужья икра, шотландские омары, британская белая говядина, копченая оленина, лосось и многое другое. Этот пикник элиткласса рассчитан на тех, кто ценит хороший отдых и хорошую еду и не жалеет на это денег. Стоимость пикника у нас составляет почти $3 тыс.», — подчеркивает Джон Болтон, владелец гостиницы. Скатерть-самобранка
Другие уголки Европы также богаты площадками для пикников, которые часто расположены в достаточно необычных местах. Бывшая тюрьма в Таллинне яркое тому доказательство. Бизнесмен Эйно Яаксон уверяет, что из казенного дома сделал центр туристической жизни в столице Эстонии. В тюремном дворе все желающие смогут посетить концерты и спектакли, провести научные конференции, корпоративные мероприятия и пикники.
В Боснии и Герцеговине самым известным местом для пикников стал целый городок Бань-Брдо, расположенный на высоте 403 м над уровнем моря рядом с красивейшим курортом Баня-Лука. Жители Нидерландов устраивают посиделки в Вестерпарк в Амстердаме на фоне водного канала. Тамошний предприниматель Айвен ван Герцленг пользуется наплывом посетителей и проводит прямо в парке выставки современного искусства.
В Париже не стесняются устраивать пикники прямо на улице — местный ресторан Pink Flamingo Pizza оборудовал площадку около проезжей части. В то же время в некоторых европейских странах введены суровые ограничения на проведение пикников. В Швеции нельзя готовить шашлык на камне, ибо высокая температура, по мнению местных властей, их разрушает. Новый мэр Рима Джанни Алеманно запретил проводить пикники возле историко-культурных сооружений — античных руин старинного итальянского города. Нарушителям грозит штраф в размере EUR50. Костер на паркете и асфальте
А вот граждане Японии ленятся специально выезжать за город и устраивают пикники прямо балконах квартир многоэтажных домов. Как это ни парадоксально, но такой отдых разрешен законодательством Страны восходящего солнца. Такеши Каваками из города Фукуока постоянно отдает в аренду на целый день свой балкон для всех желающих организовать пикник, зарабатывая таким образом около $1 тыс. в месяц. В то же время есть существенные недостатки этого вида бизнеса — растет количество пожаров вследствие неосторожного обращения с огнем.
В Австралии отдых на природе — традиция. В предместье Сиднея муниципальные власти позаботились о множестве чрезвычайно уютных, оборудованных и чистых мест для пикника, за которые в большинстве случаев нужно все-таки платить. Но это, по словам мэра Сиднея Кловер Мур, себя оправдывает: приехав в любую пикник-зону, клиент обнаружит, что здесь рядом обязательно окажется идеально чистый туалет, дрова и табличка-напоминание с надписью: «Никто не нуждается в вашем мусоре и его лучше забрать домой». Во многих местах также стоят общественные газовые плиты барбекю.
25 октября 2009 года в столице Австралии состоялся самый многочисленный пикник в мире — на автомобильном мосту Харбор-Бридж собралось 6 тыс. человек с целью позавтракать. «Этот мост, имеющий восемь полос для движения автотранспорта, был полностью перекрыт на два часа и застелен натуральным травяным покрытием. Замечу, что изначально проявили желание принять участие в гигантском пикнике 45 тыс. австралийцев, но не всем повезло приобрести билеты стоимостью $50. И все равно бюджет города пополнился $300 тыс.», — удовлетворена Кловер Мур. Выгода в любую погоду
Если прежде урбанизированные жители российской столицы жарили шашлыки где угодно, да еще и прячась от милиционеров, то с 2008 года могут делать это абсолютно легально в парках Москвы. По словам Владислава Холодкова, заместителя руководителя департамента природопользования и охраны окружающей среды Московской горгосадминистрации, на этих территориях власти установили беседки, столики, скамейки, навесы от дождя, оборудованные места для очагов, мангалы. Сначала предполагалось, что за пребывание в парке будут взимать по $5 с человека в час, но потом от этой идеи московские власти отказались. Наверное, причина такой благотворительности в том, что в парках нет туалетов и невозможно забронировать место.
Уникальный и элегантный мобильный рюкзак для пикников под названием РikNik Trunk создал дуэт дизайнеров из Франции — Pinel & Pinel. В совсем небольшой по размеру сумке одновременно помещаются столик, два раскладных табурета, кейс для хранения трех бутылок шампанского, рюмок, тарелок и остальных необходимых для трапезы аксессуаров. Рюкзак сделан из натурального дерева и кожи, замки инкрустированы натуральными камнями, к тому же заказчик может выбрать любой цвет из 51 варианта.
Зато все удобства посетителям предлагаются в «Бухте радости» (ближнее Подмосковье) — единственном в России месте для пикников, успешно функционирующем на коммерческой основе. «Въезд на территорию платный. $5 берем с легкового автомобиля, $15 — с «Газели» и $30 — с автобуса, — рассказывает Сергей Сиделев, генеральный директор компании «Континент» (в управлении которой и пребывает эта пикник-зона). — Аренда беседки на 8–12 человек обойдется в $65–130 за день, а на 12–24 человек будет стоить $265–400 в день, прокат стола со скамейками — $15–50, мангалов — $10–15, за уборку мусора придется заплатить по $3 с человека». Учитывая тот факт, что каждые выходные в «Бухту радости» приезжает до 500 автомобилей, то доход составляет от $7,5 тыс. Таким образом «Бухта радости» за один месяц зарабатывает до $90 тыс.
«На первый взгляд, наш бизнес кажется суперприбыльным, но это далеко не так. Во-первых, он сезонный. Во-вторых, велики расходы на поддержание порядка и зарплату персонала. Например, вывоз мусора стоит $465 за машину. Перед началом сезона мы вывезли 20 машин отходов, чистка 10 туалетных кабинок стоит $250 в день, а о зарплате охранников, администраторов, уборщиков, аренде земли у лесхоза, «налаживании контактов» с контролирующими органами и говорить не приходится. Вот и получается, что мы за незначительные сезонные доходы вынуждены жить целый год», — сетует Сергей Сиделев. Хотя московский предприниматель, мягко говоря, лукавит, поскольку «Бухта радости» компенсирует все убытки и расходы в несезон благодаря предоставлению сопутствующих услуг. По соседству работают пейнтбольный клуб, несколько кафе, пункт проката лодок и катамаранов, спортивные площадки, владельцы которых платят «Бухте радости» $100 в час за площадь, которую у нее арендуют. Да и в конечном счете выступают своего рода рекламой, обеспечивая пикник-зоне поток клиентов.